Здравствуйте, коллеги! Хотел бы после длительного перерыва, поделиться настоящей публикацией, которая, как мне кажется, вызовет интерес.
Все знают, что добросовестные собственники (наниматели) жилых помещений вовремя и в полном объеме вносят денежные средства в счет уплаты коммунальных платежей (текущий ремонт, поставка воды, вывоз мусора и др.).
Между тем, не многие знают, что когда мы платим «коммуналку», у управляющей компании возникает обязанность обеспечить нас безопасными и качественными услугами.
Будучи человеком, не ищущим легкие пути, я задался вопросом: могу ли я не только отдавать ежемесячно денежные средства, но и вернуть их часть? Могу ли я уличить управляющую компанию в каких-либо нарушениях?
Оказалось, что да. В связи с чем я загорелся этим вопросом, и решил поставить себе определенные цели.
Задача:
1. Установить, что горячая вода в моем жилом помещении не соответствовала нормативу (не ниже +60 градусов, не выше +75 градусов) в определенные периоды времени (3 года) и определить вид доказательств, на которые я смогу ссылаться в суде.
2. Произвести расчет компенсации на основании полученных данных о температуре горячей воды (на основании на Приложения 1 п.5 Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354);
3. Предъявить претензионное письмо в управляющую компанию;
4. Предъявить исковое заявление в суд о защите прав потребителей.
Решение задачи:
1. Запросить у управляющей компании показания коллективных (общедомовых) приборов на нужды горячего водоснабжения за интересующий Вас период.
В данной ситуации необходимо предъявить соответствующее заявление (под отметку) в управляющую компанию и попросить её ознакомить Вас с протоколами учета тепловой энергии и теплоносителя.
Можно сразу отметить, что протоколы помесячные и в них содержатся сведения о температуре горячей воды на входе во многоквартирный дом. То есть, если температура на входе не соответствует той, что указана в СанПиН 2.1.4.2496-09, то такая вода уже не нагреется при подаче в Вашу квартиру, что безусловно будет свидетельствовать о подаче воды в Ваше жилое помещение ненадлежащего качества.
В силу п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 ГПК РФ.
Необходимо обратить внимание, что на основании п. «е» ст.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 управляющая компания обязана предоставить в течение 1 рабочего дня возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета.
Однако бывали случаи, когда управляющие организации отказывали в предоставлении указанных сведений. В таком случае самое лучшее и эффективное средство для получения сведений — это жалоба в Роспотребнадзор. Работает безотказно.
Таким образом, мы получили с Вами сведения от управляющей компании, которые объективны и имеют доказательственную силу, а также в них мы видим все необходимые сведения по каждому дню интересующего нас периода.
2. Изучаем полученные протоколы и производим расчет компенсации.
Если мы говорим о протоколах учета за 3 года, значит их должно быть 36 штук, то есть по одному в месяц (пример на изображении ниже).
В данных протоколах мы ищем показатели в строке «t под», то есть это температура горячей воды на подающей в дом трубе, а это общедомовое имущество, что автоматически подпадает под ответственность управляющей компании.
Под строкой «t под» мы видим температуру горячей воды и сверяем, есть ли отклонения (есть ли показатели ниже 60 градусов, и показатели выше 75 градусов). В настоящем случае мы видим, что температура не соответствует нормативам каждый день.
Необходимо обратить внимание, что при оценке качества услуги по горячему водоснабжению каких-либо отклонений от установленного СанПиН температурного режима не допускается (решение Верховного Суда РФ от 31.05.2013 г. по делу № АКПИ13-394).
То есть Вы можете не учитывать погрешность в 3 градуса, но я их учитывал в своих расчетах. Помечаете маркером те показатели и те дни, когда норматив не соблюдался (ниже пример расчета, таблица для проведения расчета приложена к настоящей публикации, в ней заложена формула).
С отклонениями разобрались, за месяц она составила 72% (считаем по формуле). Дальше нам необходимо понять, от какой суммы просить вернуть эти 72%.
Тут все просто, от суммы, уплаченной за горячую воду в месяц (она состоит из 2 компонентов), указана в каждой платежке:
- Холодная вода – по тарифу на «компонент вода на подогрев» (носитель);
- Тепловая энергия – по тарифу на «компонент тепловая энергия на
подогрев» (энергия).
По вышеуказанному периоду (месяц) получилось следующее:
- Оплачено за горячую воду - 1 241,73 руб.
- Время некачественного предоставления услуги — 72%
- Сумма к возврату за период (месяц) - 894,05 руб.
Далее производим такие же манипуляции в отношении иных периодов и выводим итоговую сумму к возврату.
Таким образом, мы получили сумму, которая управляющая компания обязана вернуть, в моем случае это 17 228,04 руб.
3. Готовим претензионное письмо в адрес управляющей компании.
По итогам подготовленных нами расчетов, можно предъявлять требования в адрес управляющей компании.
Просим выплатить денежную сумму в размере 17 228, 04 руб., компенсировать моральный вред.
Предоставляем свои банковские реквизиты для перечисления.
Отдаем претензию с приложениями (расчетами) под отметку в управляющую компанию, либо направляем по Почте России на юридический адрес организации. Ждем 10 дней со дня предъявления претензии.
Таким образом, на данной стадии у нас есть все необходимые расчеты и документально оформленное требование о выплате. Ждем реакции.
4. Готовим исковое заявление в суд
У меня было два аналогичных спора, и удивительно, что управляющие компании не удовлетворили требования, ссылаясь на разные обстоятельства.
В первом случае, по своему делу я просил выплатить всего лишь 3 000 руб., суд присудил 19 000 руб.
Во-втором случае мы просили 17 000 руб, суд присудил 53 000 руб.
Дело в том, что при обращении в суд мы имеем право заявить следующие требования:
- Денежные средства к возврату за некачественную услугу;
- Неустойку по Закону о защите прав потребителей;
- Компенсацию морального вреда;
- Потребительский штраф.
Таким образом, управляющим компаниям не выгодно доводить дело до суда, но доводят (по неизвестным причинам). Всегда в качестве третьих лиц я прошу привлечь фактического поставщика ресурса, чтобы управляющая компания имела возможность в порядке регресса взыскать свои убытки.
Как итог, приложенные судебные акты.
Вот так, казалось бы, заплатил за водичку...
Спасибо за внимание!