В июле 2019 года ко мне обратилась бывшая доверительница с просьбой помочь ей разобраться в ситуации, дать правовую оценку, в том числе перспективы ее разрешения.
Суть дела
В период с 06.07.2019 г по 15.07.2019 г., моя доверительница запланировала летний отдых в Турции, и благополучно туда вылетела. Рейс осуществляла авиакомпания Nordwind Airlines (ООО «Северный ветер»).
По прилету в аэропорт Антальи она отправилась за своим чемоданом (багажом) к месту его получения.
Однако в месте его получения (ленточный транспортер) она его не обнаружила. В этой связи она обратилась в соответствующую службу аэропорта с заявлением о его пропаже. В багаже находились вещи первой необходимости, отсутствие которых доставляло существенные неудобства.
ПО возвращении в Россию в аэропорту Пулково багаж был найден и передан ей.
Оказалось, что после сдачи багажа в аэропорту отправления (Пулково), он не был погружен в самолет, его просто забыли.
Изучив обстоятельства дела, было принято решение обратиться к авиаперевозчику с досудебной претензией о выплате штрафа, компенсации морального вреда.
Претензия осталась без удовлетворения, и пришлось обращаться в суд с иском о взыскании штрафа, компенсации морального вреда.
Правовая позиция
В соответствии с п.1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. В п.2 названной нормы права записано, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно п.1 ст.103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Как указано в ст.120 ВК РФ, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Размер базовой суммы применяемой для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, составляет 100 рублей. В этой связи размер штрафа за просрочку доставки багажа равен 25 рублям в час.
Расчет суммы штрафа за просрочку доставки багажа
Размер штрафа в час – 25 рублей, что составляет 25% от размера МРОТ.
Период просрочки доставки багажа: 203 часа (с 16 час.55 минут 06.07.2019 года до 03 час.30 минут 15.07.2019 года)
Итого: 25 х 203 = 5 075 рублей.
Размер причиненного морального вреда был оценен Истцом на сумму 30 000 рублей.
В процессе рассмотрения дела, Ответчик добровольно уплатил Истцу сумму штрафа, в связи с чем от требования о взыскании штрафа мы отказались.
Решением суда требование о компенсации морального вреда было удовлетворено частично на сумму 10 000 рублей, взыскан штраф в сумме 5 000 рублей в соответствии со ст.16 ФЗ «О защите прав потребителей». Доверитель решением суда остался доволен.