В январе 2021 года Ространснадзор провёл проверку соблюдения юридическим лицом — предприятием транспорта требований по обеспечению транспортной безопасности.
По итогам проверки, было вынесено предписание об устранении нарушений, а так же были составлены протоколы по ч.1 ст. 11.15.1 КОАП РФ и ч.1 ст. 11.15.2 КОАП РФ в отношении генерального директора и юридического лица.
С творением Ространснадзора предприятие не согласилось, так как установленные «нарушения» не соответствовали фактическим обстоятельствам. В связи с чем, было решено обжаловать предписание, а от штрафов отбиваться. Забегая вперёд скажу, что штрафы назначены не были, так как суд установил отсутствие состава правонарушения.
Первая инстанция — Арбитражный суд Московской области
Заявление о признании незаконным предписания было подготовлено и направлено в Арбитражный суд Московской области. При рассмотрении дела наши доводы, вполне ожидаемо, не встретили понимания.
Судья, узнав о том, что судом общей юрисдикции рассматривается вопрос о привлечении предприятия к административной ответственности по рассматриваемым обстоятельствам, с энтузиазмом запросила постановление по тому делу, предвкушая скорую расправу, используя заветное сочетание клавиш «Ctrl+C, Ctrl+V».
Но каково было её удивление, когда в следующем заседании нами было представлено вступившее в законную силу постановление о прекращении производства и отсутствии состава правонарушения.
В такой ситуации оказалось, внезапно, что мнение суда общей юрисдикции не указ арбитражному суду, ведь здесь законность претензий Ространснадзора очевидна, а суд общей юрисдикции просто наводит смуту.
Долго ли, коротко ли Арбитражный суд Московской области рассматривал дело, но в итоге отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, долго не думая встав на сторону Ространснадзора. Решение было непременно обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Из опыта участия в московских судах, в частности в Девятом арбитражном апелляционном суде и Арбитражном суде Московского округа, следовало, что надо иметь «железобетонные» основания, чтобы сломать убеждение суда в правоте государственных органов.
Поэтому, в апелляционной жалобе, поданной в 10-й ААС, было решено оспаривать законность лишь двух из семи пунктов предписания, чтобы у суда не имелось возможности свалить всё в кучу и обосновать это всё общими словами. В отношении остальных замечаний имеются другие планы.
В апелляции усилия были сосредоточены на следующих пунктах предписания:
— при осуществлении досмотра используются не сертифицированные в соответствии с законодательством РФ ручные металлоискатели. Данное обстоятельство, по мнению ответчика, является нарушением ч.8 ст.12.2 ФЗ «О транспортной безопасности»;
— мероприятия по предполётному досмотру проводятся в нарушение порядка, установленного приказом Минтранса России от 25.07.2007г. №104 – в пункте предполётного досмотра отсутствует рентгенотелевизионный интроскоп, что является нарушением пункта 78 Приказа Минтранса России от 23.07.2015г. №227.
По мнению суда первой инстанции — Арбитражного суда Московской области это вполне объективное и законное требование, не вызывающее никаких сомнений в обоснованности.
А теперь в деталях:
1) должны ли быть сертифицированы средства досмотра. Безусловно, должны, но есть один нюанс, который не захотел увидеть суд первой инстанции. И именно, что не захотел, а не ошибся, опечатался, не разобрался и т.п.
Почему? А вот поэтому:
Открываем ФЗ «О транспортной безопасности», на нарушение которого указал Ространснадзор, находим самую последнюю статью этого закона под номером 13. Там есть часть №4, которая гласит, дословно
Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые .... до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 1 января 2022 года.
То есть, нарушение будет иметь место исключительно в случае, если предприятие на момент 01 января 2022 года не будет иметь сертифицированные средства досмотра. В то время, как оспариваемое замечание было объявлено в апреле 2021 года, то есть в момент, когда срок исполнения требования по сертификации не истёк.
2) и второй пункт - должен ли иметься в пункте досмотра рентгенотелевизионный интроскоп.
Ространснадзор указал на нарушение пункта 78 приказа Минтранса России от 23.07.2015г. №227. Открываем этот пункт и видим следующее:
мероприятия по предполетному и послеполетному досмотрам проводятся в порядке, установленном приказом Минтранса России от 25 июля 2007г. №104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра»
Это значит, что надо открыть и посмотреть приказ Минтранса России от 25 июля 2007г. №104 — как в соответствии с этим приказом должен проводиться досмотр. А там есть пункт 31, предусматривающий, что:
пункты досмотра оборудуются в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. №142То есть, ответ на вопрос «как должны быть оборудованы пункты досмотра?» содержится в приказе Минтранса от 28 ноября 2005 г. №142.
Копаем дальше, открываем этот приказ, и видим пункт 36, который содержит исключение — случай, когда стационарные средства досмотра могут не использоваться:
пункты досмотра в аэропортах местных воздушных линий при отсутствии стационарных технических средств досмотра оснащаются портативными (ручными) металлоискателями, средствами связи и тревожной сигнализацией.
То есть, в соответствии с действующим законодательством, аэропорты местных воздушных линий могут не оснащаться стационарными средствами досмотра, в том числе интроскопом. И тут, как раз к стати, под рукой имелось решение Росавиации от 2008 года о том, что предприятие является таки аэропортом местных воздушных линий.
Выбранная тактика дала свои плоды. Десятый арбитражный апелляционный суд рассматривал жалобу аж два заседания, учинив представителю Ространснадзора допрос с пристрастием (к примеру, рассмотрение другого дела в 9-ААС заняло лишь одно заседание продолжительностью пять минут).
Как итог, апелляционная жалоба была удовлетворена, а решение Арбитражного суда Московской области в обжалуемой части было отменено, оспариваемые пункты предписания признаны незаконными.


Уважаемый Иван Анатольевич, отличная работа и достойный результат! (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за уделённое внимание к публикации!
В прошедшем году проверяющие как с цепи сорвались, но «зубы обломали» знатно. По слухам, были немного удивлены результатам — однотипных проверок разных предприятий было много, а такого раньше не случалось.
Уважаемый Иван Анатольевич, всё когда-то случается в первый раз и Вы этим шансом отлично воспользовались! ;)
Уважаемый Иван Анатольевич, c удовольствием ознакомился с примером Вашей качественной работы по этому делу! Правильно рассчитали и достигли цели.
Уважаемый Василий Герольдович, благодарю за внимание к статье!
С каждым разом всё больше убеждаюсь, что нужно к каждому делу и суду нужно выбирать свой подход. К сожалению, редко получается просто сославшись на норму закона одолеть всех и вся, в надежде, что суд разберётся. Особенно, когда касается «чести мундира».
Уважаемый Иван Анатольевич, согласен с Вами, такое у нас искусство и таков путь.
Уважаемый Иван Анатольевич, спасибо за то, что поделились Вашим опытом. Поздравляю с отличным результатом!
Уважаемая Ксения Евгеньевна, благодарю за внимание и высокую оценку моего труда!
Уважаемый Иван Анатольевич, чем выше в лес, в смысле чем выше судебная инстанция, тем меньше доводов должно быть и в этом плане я полностью согласен с тем, что Вы оставили два наиболее важных довода и не дали маневра для суда. Поздравляю! (handshake)
Уважаемый Евгений Алексеевич, спасибо!
Сложность узкоспециализированных дел заключается в том, что не просто суду перевести на человеческий язык то, что от него хотим. А без этого суд, чаще всего, не станет вникать в проблему.
Вот и здесь пришлось всё сложное отбросить, и чуть ли не на пальцах и картинках объяснять свою позицию. Хотя, надо отдать должное судебной коллегии 10-ААС, этого могло и нее потребоваться - достаточно высок был профессионализм судей.
Уважаемый Иван Анатольевич, у Вас, по-моему, не первое дело, связанное с авиацией.
И насколько я помню, пока все дела положительные.
И да, как я говорю, мало быть правым, надо в этом убедить суд! :)
Уважаемый Евгений Алексеевич, дело в этой сфере действительно не первое. Скоро будет шесть лет как участвую в «борьбе за живучесть корабля». Временами бывает не спокойно, расслабляться не приходится.