12.10.2011 г. по повестке военного комиссариата, вручённой под роспись моему отцу, в нарушение п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587 (ред. от 22 января 2001 г.), и п.2 ст.31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 6 июля 2006 г.), явился на медицинское освидетельствование, и был освидетельствован всеми врачами-специалистами, таким образом, добросовестно исполняя свои обязанности, предусмотренные ст.1 и п.1 ст.31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п.п. «б» п.10 Положения о воинском учёте, утверждённого постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541 (ред. от 30 декабря 2005 г.).
Организация медицинского освидетельствования призывников, согласно п.13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 (ред. от 30 апреля 2005 г.), возлагается на призывные комиссии. В своей работе они руководствуются Положением о военно-врачебной экспертизе. Это положение определяет не только процедуру вынесения заключений о годности к военной службе, но и требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу и пр. (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 г. № 123 “Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе”).
Каждый из врачей-специалистов, согласно п.17 Положения о военно-врачебной экспертизе, по результатам медицинского освидетельствования обязан дать заключение о годности гражданина к военной службе по одной из пяти категорий годности к военной службе:
А – годен к военной службе;
Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В – ограниченно годен к военной службе;
Г – временно не годен к военной службе;
Д – не годен к военной службе.
П.2 ст.5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» наделяет врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, полномочиями по даче итогового заключения о годности гражданина к военной службе по одной из указанных категорий годности к военной службе.
Врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяя категорию годности к военной службе, фактически выносят решение в отношении лица, не находящегося в служебной зависимости от них.
Поскольку именно категория годности, данная врачом, предопределяет решение призывной комиссии, полномочия врача в отношении призывника должны быть признаны распорядительными. Согласно примечанию к ст.2.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г., лицо, наделённое распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, признаётся должностным лицом. Следовательно, и врач-специалист, и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, являются должностными лицами.
Дача заключения о годности гражданина к военной службе не может отождествляться с постановкой диагноза заболевания. Определяя категорию годности к военной службе, врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяют соответствие диагноза заболевания, содержащегося в представленных призывником или истребованных военным комиссариатом документах, с тождественной формулировкой Расписания болезней. Категория годности к военной службе должна соответствовать данной формулировке.
Согласно Отраслевому стандарту «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав. ОСТ 91500.09.0003-2001», утверждённому Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 269, установление диагноза возможно только в результате оказания комплексной медицинской услуги, являющейся совокупностью простых и сложных услуг. Любая медицинская услуга есть мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость.
Таким образом, постановка нового диагноза врачом-специалистом и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является медицинской услугой (при этом сопоставление формулировки диагноза, полученного в результате обследования в медицинском учреждении, с формулировкой диагноза, присутствующей в Расписании болезней, завершающееся определением категории годности к военной службе, не является медицинской услугой, т.к. не направлено на профилактику заболевания, диагностику или лечение).
Согласно же преамбуле к Закону РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнителем услуги могут являться либо организация, либо предприниматель. Являясь должностными лицами, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и врач-специалист, не является предпринимателем или организацией, не может оказывать медицинские услуги.
В нарушение требований законодательства, врач-специалист-психиатр при моей матери (представителя по доверенности) заявила об отказе в определении категории годности.
При отсутствии:
а) моих жалоб на состояние психического здоровья;
б) основных данных объективного обследования, необходимого для диагностирования заболевания;
в) результатов специальных методов исследования, подтверждающих диагноз;
г) сведений о пребывании на учёте (наблюдении) по поводу психических расстройств,
поставила диагноз психиатрического заболевания, необходимый для уточнения, и дала заключение о рекомендации по прохождению стационарного обследования в ОКПБ «Богородское».
Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Загидулин С.С., подтвердил диагноз психиатрического заболевания, необходимый для уточнения, и также, отказавшись дать заключение о годности, дал заключение о рекомендации по прохождению стационарного обследования в ОКПБ “Богородское”.
Я никогда не состоял на психиатрическом учёте, не страдаю психическими заболеваниями, сведения о перенесённых когда-либо психических заболеваниях отсутствуют в предоставленной мною врачам при освидетельствовании медицинской карте амбулаторного больного. По состоянию психического здоровья имелась возможность дать заключение о годности по категории годности “А”- здоров.
Таким образом, врач-психиатр и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, превысили полномочия при медицинском освидетельствовании и не исполнили своих служебных обязанностей по даче заключения о годности.
При этом с детского возраста я страдаю заболеванием позвоночника “S-образный сколиоз II степени”, который впервые диагностирован 09.01.2002 г. Впоследствии указанный диагноз неоднократно подтверждался врачами по месту жительства.
В соответствии со ст.25, п.2 и п.4 ст.30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», я обратился в ФГУЗ “Медико-санитарная часть УВД по Ивановской области” и ОГУЗ “Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн”, т.к. для правильной диагностики данного заболевания необходима совокупность рентгенологического и клинического обследований. Рентгеновское исследование проведено рентгенологом ФГУЗ “Медико-санитарная часть УВД по Ивановской области” 11.05.2011 г., 12.05.2011 г. ортопедом-травматологом ОГУЗ “Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн” проведено клиническое обследование. По результатам данных объективных обследований, совокупность которых исключает возможность постановки недостоверного диагноза заболевания, был подтверждён диагноз заболевания позвоночника “S-образный сколиоз II степени”.
Врач-хирург на медицинском освидетельствовании, изучив анамнез, основные данные объективного обследования и результаты специальных методов исследования, зафиксированные в предоставленной мною медицинской карте амбулаторного больного, в присутствии моей матери дал заключение о годности к военной службе по категории годности «В», в соответствии со ст. 66 п. “в” Расписания болезней.
Таким образом, у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, имелась возможность вынести заключение о моей годности по категории «В» — ограниченно годен.
Согласно пп. «а» п.1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, освобождаются от призыва на военную службу и, согласно п.1 ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подлежат зачислению в запас Вооружённых Сил Российской Федерации.
В соответствии с п.17 “Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587 (ред. от 22 января 2001 г.), при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу.
Согласно п.13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587 (ред. от 22 января 2001 г.), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В силу п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», единственным основанием для направления призывника на обследование является невозможность дать медицинское заключение о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.
Призывная комиссия отдела военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново, согласно протоколу № 6 от 12.10.2011 г., без определения категории годности специалистом-психиатром приняла решение о направлении на дополнительное стационарное обследование в ОКПБ “Богородское” для уточнения диагноза психиатрического заболевания c последующей явкой на медицинскую комиссию при отсутствии медицинских документов, подтверждающих наличие какого-либо психического заболевания.
Согласно п.12 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья с изменениями от 11 октября 2010 г. (Приложение N 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. № 240/168),
“В случае возможности завершить обследование (лечение) призывника до окончания работы призывной комиссии заключение о категории его годности к военной службе не выносится. Врачом-специалистом оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции) с вынесением заключения в формулировке: «Подлежит обследованию (лечению), явиться на повторное освидетельствование "__"_____200_г.».
В учетной карте призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) делается запись карандашом о сроке направления призывника на обследование (лечение) и явки на повторное медицинское освидетельствование. Карта медицинского освидетельствования призывника (приложение N 12 к Инструкции) не оформляется.
Призывнику выдается направление (приложение N 13 к Инструкции по подготовке и проведению призыва), на угловом штампе которого указываются дата и номер, которые соответствуют дате и порядковому номеру записи призывника в протоколе заседания призывной комиссии. В направлении указываются фамилия, имя, отчество, год рождения призывника, цель его направления, предварительный диагноз, срок его прибытия в медицинское учреждение и явки на призывной пункт с результатами обследования (лечения) для повторного медицинского освидетельствования.
Одновременно призывнику выдаются на руки в опечатанном виде медицинская карта амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние его здоровья, а также два бланка акта исследования состояния здоровья (приложение N 5 к Инструкции). В акте военный комиссариат указывает фамилию, имя, отчество, год рождения призывника.
По возвращении с обследования (лечения) призывник подлежит повторному медицинскому освидетельствованию. Если после повторного медицинского освидетельствования, призывник признан временно негодным к военной службе, то он учитывается по списку N 1.
В конце каждого рабочего дня председатель призывной комиссии обязан лично проверить, все ли призывники из числа вызывавшихся явились на заседание призывной комиссии, принять меры по установлению причин неявки призывников и повторному их вызову на призывную комиссию (организации их розыска).
В случае уклонения призывника от обследования (лечения) или неявки на призывной пункт с результатами обследования (лечения) для повторного медицинского освидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости его розыска и задержания”.
По факту принятия решения призывной комиссии от 12.10.2011 г. о направлении на обследование: направление, адресованное главному врачу медицинского учреждения, два бланка акта исследования состояния здоровья, медицинская карта амбулаторного больного в опечатанном виде, другие медицинские документы, характеризующие состояние моего здоровья, мне не вручались.
В удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, внесена отметка о решении со следующей формулировкой: “Направить на доп/обследование, явиться в военный комиссариат с “1” по “10” _11___ 2011 г. для мед. комиссии”. При этом явка призывника на медицинскую комиссию не входит в перечень призывных мероприятий, предусмотренных п. 1 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
П. 6 ст. 28 гласит: “Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения”. По моему требованию, изложенному в заявлении к заместителю председателя призывной комиссии С. Н. Поколодному, от 05.10.2011 г. за входящим № 8861, копия решения 12.10.2011 г. выдана не была.
Секретарь призывной комиссии Е. Петухова на заседании отказала в принятии заявления об отказе в госпитализации, требовании принять призывную комиссию решение об освобождении от призыва, зачислении в запас. Данное заявление от 12.10.2011 г., за входящим № 9106, приняла лишь Киселёва М. Е., сотрудник отдела делопроизводства военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново.
20.10.2011 г. мне пришёл письменный отзыв военного комиссариата по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново на заявление вх. № 9106 от 12.10.2011 г.
Изучив отзыв, я пришёл к следующим выводам:
-заявление должным образом не рассмотрено по существу моего вопроса;
-начальник отдела военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново, C. Н. Поколодный инкриминирует мне административное правонарушение, которое я не совершал (уклонение от медицинского освидетельствования). Моё очное медицинское освидетельствование было проведено 12.10.2011 г. всеми врачами-специалистами. Я дал письменный отказ от медицинского вмешательства (госпитализации), воспользовавшись своим законным правом, предоставленным п. 8 ст. 30 и ст. 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Во вложении имелась выписка из протокола заседаний призывной комиссии Фрунзенского и Ленинского районов, протокол № 6 от 12.10.2011 г. Факты, изложенные в нёй, не соответствуют действительности.
1) С областного сборного пункта весной 2011 г. я не мог быть возвращён психиатром областного военного комиссариата для обследования в ОКПБ “Богородское”, т.к. на сборном пункте я не находился.
6.05.2011 г. я прошёл медицинское освидетельствование в военном комиссариате Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново. С 10.05.2011 г. по 12.05.2011 г. c целью уточнения диагноза “сколиоз” я проходил обследования по направлению военного комиссариата района. 13.05.2011г. согласно выданной мне повестке, я явился на заседание призывной комиссии.
Призывная комиссия вынесла и объявила решение о моём призыве на военную службу, несмотря на наличие у меня заболевания «S-образный сколиоз ІІ степени». При этом мне была вручена повестка (серия ИФЛ № 37) для отправки к месту прохождения военной службы на 17.05.2011 г. В выдаче копии решения призывной комиссии на тот момент мне было отказано. 16 мая 2011 г. в момент передачи секретарю призывной комиссии заявления о выдаче копии решения призывной комиссии мне была вручена повестка на 20 мая 2011 г. для очного освидетельствования в ОВК.
Считая решение призывной комиссии незаконным, в соответствии с п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», 19.05.2011 г. я подал жалобу в призывную комиссию Ивановской области, в которой просил отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании меня годным к военной службе, а также решение призывной комиссии Фрунзенского и Ленинского районов города Иваново о призыве меня на военную службу по вышеуказанным основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: «призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона».
П. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гласит: «при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
-о призыве на военную службу;
-о направлении на альтернативную гражданскую службу;
-о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
-об освобождении от призыва на военную службу;
-о зачислении в запас;
-об освобождении от исполнения воинской обязанности»;
То есть, согласно духу и букве закона, призывная комиссия Ивановской области должна была либо отменить решение призывной комиссии военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново, либо оставить его без изменения, но в любом случае, принять в отношении меня одно из перечисленных решений.
26.05.2011 г. я прошёл контрольное медицинское освидетельствование в военном комиссариате Ивановской области. Этого же числа состоялось заседание призывной комиссии Ивановской области, на котором в отношении меня не было принято никаких решений.
Решение призывной комиссии Фрунзенского и Ленинского районов города Иваново о призыве меня на военную службу было обжаловано мной в суд. В ходе судебных слушаний выяснен тот факт, что призывная комиссия Ивановской области отменила решение призывной комиссии Фрунзенского и Ленинского районов города Иваново. При этом одновременно с отменой решения, не было принято ни одно из решений, указанных в п. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», таким образом, призывной комиссией Ивановской области нарушен п. 3 ст. 29 данного федерального закона. Также, в ходе судебных слушаний не нашёл подтверждение факт направления меня на обследование в ОКПБ “Богородское”.
2) В графе ”Данные объективного исследования, специальных исследований, диагноз (по-русски)” протокола № 6 от 12.10.2011 г. не соответствуют действительности факты постановки диагнозов: “Органическое расстройство личности”, “Сколиоз грудного и поясничного отдела позвоночника I степени без нарушения функции”.
Я никогда не состоял на психиатрическом учёте, не страдаю психическими заболеваниями, сведения о перенесённых когда-либо психических заболеваниях отсутствуют в предоставленной мною врачам при освидетельствовании медицинской карте амбулаторного больного. 06.05.2011 г. я был освидетельствован психиатром по категории годности “А – здоров”.
Также в моей медицинской карте отсутствуют записи о наличии заболевания: “S – образный сколиоз I степени”. Оригиналы и копии медицинских документов о наличии заболевания позвоночника: “S-образный сколиоз II степени”, имеются в личном деле призывника. Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 9.09.2011 г. подтверждено наличие у меня данного заболевания позвоночника.
3) В графе “ Подпункт, пункт Расписания, статья ФЗ “О воинской обязанности и в/службе”. Решение призывной комиссии. Предназначение” протокола № 6 от 12.10.2011 г. указано, что призывной комиссией района принято решение: “П.1 ст.30 – направить на медицинское обследование в ОКПБ. Явиться на повторное освидетельствование 28.10.2011 г.”
В моё удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, внесена отметка о совершенно ином решении с формулировкой: “Направить на доп/обследование, явиться в военный комиссариат с “1” по “10” _11___ 2011 г. для мед. комиссии”. На заседании призывной комиссии мне объявили, что данное решение принято в соответствии с п.4 ст.5.1 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.
При этом ст.30 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” отменена. Решение, принятое согласно высланному мне протоколу в соответствии с данной статьёй, не имеет юридической силы и не создаёт для меня правовых последствий.
На данный момент, действиями должностных лиц военного комиссариата и призывной комиссии нарушены следующие мои права:
— Право на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);
— Право на зачисление в запас Вооружённых Сил Российской Федерации (п. 1 ст. 52 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”).
Нарушение моих прав вызвало у меня чувство недоверия к объективности призывной комиссии и должностных лиц военного комиссариата, таким образом, мне причинён моральный вред.
В соответствии с п.3 ст.7. Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании граждан в связи с призывом на военную службу, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.