Дело после кассации в Президиуме Московского городского суда вернулось в районный суд, подзащитный этапирован из мест лишения свободы в СИЗО г. Москвы. Мы повторно ознакомились со всеми материалами уголовного дела. Подали заявление о проведении предварительного слушания. Готовим поход в СИЗО для беседы с подзащитным.
Предварительное слушание назначено на 31.05.2016.Планируем на заседании заявить первое ходатайство об отводе всех должностных лиц межрайонной прокуратуры поскольку они находятся в служебной зависимости от старшего помощника окружной прокуратуры, являющейся в уголовном деле потерпевшей Е. и по «совместительству» законным представителем своего несовершеннолетнего сына (очевидца-потерпевшего по 6 эпизодам «преступлений», вмененных нашему подзащитному).
В случае отказа в удовлетворении ходатйства, готовим возражения на действия судьи, т.е. создаем почву для дальнейшего обжалования в вышестоящие судебные инстанции и, возможно, в ЕСПЧ. Причем подавать ходатайство планируем неоднократно, т.е. в каждом судебном заседании, в прениях и в последнем слове подсудимого ( ст. 271 УПК РФ). Поскольку именно расследование в межрайонном следственном отделе, подконтрольном прокуратуре округа, в котором Е. работает старшим помощником, явилось основанием для обвинительного уклона при расследовании данного уголовного дела и привело к неправосудному приговору.
Следующим тактическим шагом планируем заявить ходатайство о возвращении дела прокурору межрайонной прокуратуры, не входящий в структуру Округа в порядке ст. 237 УПК РФ, в связи с тем, что следствие проведено с явным обвинительным уклоном и соответственно с нарушением прав, гарантированных УПК, не произведена оценка «похищенного» мобильного телефона; следователем при проведении следственных действий и составлении процессуальных документов сделаны многочисленные ошибки в анкетных данных обвиняемого, а постановление об уточнении анкетных данных не вынесено; в отношении обвиняемого не была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, т.к. он являясь уроженцем Узбекистана и проживал некоторое время в этой стране, а следствие не направило запрос о правовой помощи компетентным органам Узбекистана на истребование характеризующего материала; необоснованное отклонение ходатайства защитника об истребовании детализации телефонных соединений между потерпевшим и обвиняемым.
В случае неудовлетворения судом указанного ходатайства, нами будут предприняты такие шаги, как заявление ходатайства об исключении из средств доказывания ряда доказательств, положенных в основу предъявленного обвинения. Практикующим адвокатам хорошо известно, что судами наработаны механизмы, которые сводят на нет все процессуальные «усилия» защиты в приведении доводов о невиновности своих подзащитных.
Предвосхищаем позицию суда который обязательно «найдет, что разрешение судом заявленного ходатайства по существу является преждевременным». А затем в конце судебного разбирательства суд просто «замылит» поданное ходатайство и в приговоре, не аргументируя при этом свой вывод о допустимости спорных доказательств вины подзащитного. Апелляция, зачастую, проходит формально, коллегия не вникает в нюансы дела(которые как правило отражены в ходатайствах защитников) по старой «кассационной» привычке.
Чтобы этого не допустить или снизить негативные последствия нарушения права на незамедлительное рассмотрение ходатайств, готовим заблаговременно письменные возражения на действия судья, мотивируя тем, что в соответствии со ст. 121 УПК РФ ходатайства рассматриваются немедленно.Следующим шагом планируем заявить ходатайство об оказании помощи в истребовании информации из социальной сети «ВКонтакте», где потерпевший и обвиняемый вели дружественную переписку, ездили на машине подзащитного по общим делам, делились планами между собой, между прочим, в инкриминируемый моему подзащитному период разбойных нападений. При этом в перерывах между разбойными нападениями успевали вместе в дружеских беседах аппетитно поедать пельмени.
И последнее — мы планируем «вбить гвоздь» ходатайством об ознакомлении с вещественными доказательствами, часть которых уже утеряна. Ведь подзащитный не виноват в том, что суд не рассмотрел ходатайство об отводе всех должностных лиц межрайонной прокуратуры. Не ознакомление с вещественными доказательствами, на наш взгляд, является существенным нарушением прав на защиту.
При интересе к данной публикации можем по просьбе приобщить к публикации поданные во время предварительного заседания ходатайства.