Глава Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана Кенешбек Душебаев однажды на встрече с журналистами назвал условия пребывания в следственный изолятор почти «курортными» и предложил провести пресс-тур. И вот недавно шеф кыргызских спецслужб устроил для журналистов показательную экскурсию.
Репортерам даже была предоставлена возможность побеседовать с некоторыми арестантами, сфотографировать камеры изолятора, о чем они с восторгом описывали свой культпоход по самому закрытому чекистскому заведению. Отрадно, что впервые в истории суверенного Кыргызстана спецслужба наконец-таки повернулась лицом к народу, устроив «день открытых дверей» за решеткой.
В самом центре двора Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) установлен символ эпохи тоталитаризма – бюст основателю ВЧК Ф.Э.Дзержинскому. Оказывается, современный чекистский «зиндан» рассчитан на 80 мест, есть там и спортзал, душевая комната, а также библиотека, вероятнее всего напичканная трудами классиков марксизма-ленинизма и советскими журналами, вроде «Огонька» и «Мурзилки».
В отдельных камерах имеются даже телевизоры, холодильники и другая домашняя утварь. Для полного комфорта не хватает еще безлимитного высокоскоростного интернета со скайпом. Зачем же лишать следственно-арестованных таких благ цивилизации, все равно ведь у них под руками СОРМ, которая запросто может отследить всю переписку? Нехай развлекаются там зэки, перестукиваясь с родней по «аське» и «агенту».
Комната для свиданий следственного изолятора оборудована прозрачным стеклом и телефонами, ну, прямо как в американских фильмах. Вроде и питание для спецконтингента неплохое, которым кормят даже солдат из охраны, но от приема которой почему-то отказываются многие арестанты, предпочитая кормиться передачами вместо тюремной баланды. Одним словом – действительно, не тюряга, а курорт! Но тут невольно вспоминаются крылатые слова Высоцкого: «Чем в бутылке, лучше уж в Бутырке посидеть!», а лучше всего – «Там хорошо, но мне туда не надо!».
Про численность иностранного контингента шпионов комитетчики тактично умолчали, назвав только страны их происхождения, но зато из постояльцев назвали некоторых отечественных членов организованных преступных группировок (ОПГ), отпетых террористов и VIP-арестантов, проходящих по громкому апрельскому делу.
Следственный изолятор зачастую навещают члены Общественного наблюдательного совета при ГКНБ, представители аппарата Омбудсмена, правозащитники, работники генпрокуратуры, парламентарии. Пытки в изоляторе строго-настрого запрещены. Вот только любому гражданину давно известно о том, что подследственных дубасят вовсе и не в камерах, а в кабинетах оперативников и о выбитых зубах таможенника Физиева, обнаруженных следственной группой генпрокуратуры, довольно-таки широко освещалось в местной прессе.
Взявший на себя роль экскурсовода начальник СИЗО, разъяснил писательской братии и сестрии, что комитетские застенки располагаются отнюдь не в подвалах, а с 1-го по 3-ий этажи здания. Общеизвестно, что отдельные арестанты предпочитают отсидку на 2-ом этаже, поскольку там до дубаков легче достучаться.
Возможно, и интересен был для представителей массмедиа весь этот маскарад, но только не для адвокатов, ибо нам не понаслышке известно об этом специализированном «зиндане». Лучше уж отсиживаться по эту сторону решетки, а не по ту. О далеко не курортном месте и жутких условиях содержащихся в нем «отдыхающих» поведала обществу на своем информационно-аналитическом портале Comment.kg экс-арестантка, проходящая по громкому делу «МегаКома». Вопрос о применении чекистами пыток в отношении филиппинского бизнесмена Балаги Немоэль Дакайяна широко освещалось в СМИ, об этом публично говорил и депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев.
А дело гражданина Китая двухлетней давности? Содержавшийся в этом СИЗО четыре месяца гражданин КНР Жан Вей Чен (Zhan Wei Chen) чуть было не лишился ноги вследствие многодневного отказа от приема пресной тюремной баланды, поскольку китайские желудки требуют употребления острой пищи. На второй месяц отсидки заключенному потребовались костыли для передвижения, аж сам следователь ГКНБ испугался, увидев явно ухудшающееся состояние здоровья китайца. Разве это не пытка голодом хрупкого китайского организма?
На суде сие сфабрикованное дело завершилось полным провалом. Никакой контрабанды оборудования в деятельности предпринимателя Жан Вей Чена, в чем его обвиняли, суд не нашел. Он с натяжкой приговорил его к двум тысячам сомов штрафа за некую подделку грузовой таможенной декларации, на которую ханец, не разумея, смотрел, как баран на новые ворота. После чего ему сказали «До свидания», что на путунхуа звучит как zai jian (Цзэй Жен) и, купив авиабилет, отправили осужденного на историческую Родину.
Так, что пресс-тур по следственному изолятору госкомитета национальной безопасности – это чистейшей воды показуха и не более.
Эркин Саданбеков, адвокат, директор юридической компании «Бюро правовой поддержки»
07.10.2011
http://www.open.kg/ru/tele/?id=308
Сайт адвоката в Кыргызстане (Киргизии) Саданбекова Эркина