Изучение того, как работают казахстанские министерства и национальные компании, заставляет предположить, что их руководители взяли на вооружение в своем советском прошлом не только административные методы с бесконечной гонкой за «перевыполнением» ими же составленных (предварительно заниженных) планов, но и экономические способы обогащения благодаря дефициту. Яркий пример такого руководителя советского типа — Аскар Мамин, глава «Казахстан темир жолы».  

Из спекулянтов — в чиновники

В советское время главными представителями «теневой экономики» были так называемые спекулянты. Поскольку более-менее приличных товаров народного потребления в свободной продаже не имелось, предметом спекулирования было абсолютно все, что составляло предмет вожделения стандартного гражданина СССР — чешский хрусталь, польская мебель, китайские ковры и даже вьетнамские кеды (а так же много другое).
С приходом новой экономической формации проблема дефицита вроде бы осталась в прошлом — купить можно все, были бы деньги. Но ментальность наших чиновников  заставляет предполагать: видимо, в свои комсомольские годы они делали первые шаги в своей карьере, спекулируя тем, что их родственники выдавали им с заднего хода складов и универмагов.
Главный принцип современного спекулянта, окопавшегося в кресле той или иной государственной компании, — создать искусственный дефицит там, где ему быть совсем не обязательно, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz». Причем, зачастую этот дефицит создается вопреки прямым обязанностям чиновника выполнять поручения правительства и главы государства.
Давайте взглянем на работу «КТЖ». Получив в руки всю систему железнодорожных перевозок страны, Аскар Мамин быстро сориентировался, где тут можно создать искусственный дефицит. Конечно, вагоны.
В прошлом году, когда аграрии страны вырастили рекордный урожай зерновых, только своевременная оперативная отправка зерна на экспорт могла бы помочь поддержанию стабильных цен на зерно внутри страны. Но этого не случилось. Получить вагоны-зерновозы для отгрузки заказчикам за границей для производителей зерна было невозможно. Невозможно — на общих основаниях. Любой зерновик знал, что доплатив энную сумму, вопрос с выделением вагонов становился вполне решаемым. Вывод прост — дефицит вагонов, о котором говорили железнодорожные чиновники всех рангов, — надуманная проблема. 

Дорогая «помощь»

Характерен такой пример из сообщения Западно-Казахстанского суда, распространенного месяц назад:
«Суд признал заместителя начальника Уральского отделения дороги по грузовой работе филиала АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 311 пункта «г» УК РК и назначил ему наказание в виде 7  лет лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима».
В силу занимаемой должности заместитель начальника Уральского отделения дороги по грузовой работе обеспечивал прием заявок и оформление заказов на перевозку грузов. При этом в нарушение законодательства осужденный за беспрепятственное предоставление вагонов для железнодорожных перевозок получал от физических и юридических лиц незаконное вознаграждение. В частности, за предоставление одного вагона для перевозки грузов отдельным лицам была установлена плата в размере десяти  тысяч тенге. В ходе главного судебного разбирательства установлен факт неоднократного получения сотрудником КТЖ взятки от четырех лиц в сумме свыше 300 тысяч тенге».
И этот случай — далеко не единичный. Зернотрейдеры сообщают о повальной практике вымогательства взяток в размере от 100 до 200 долларов за предоставление одного вагона.
Прошлый год с его рекордным урожаем зерна сам дал в руки железнодорожников козырные карты, и им оставалось лишь грамотно их разыграть, чтобы получить выигрыш.
Но и в другие годы, когда зерна в стране не очень много, они находят повод для создания искусственного дефицита вагонов — а значит, и вымогательства взяток у грузоотправителей.
В 2010 году один их зернотрейдеров столкнулся с ситуацией, когда в течение месяца не мог отгрузить в Таджикистан 15 тыс. тонн зерна по заранее заключенному контракту. Железнодорожники официально ссылались на приграничные проблемы,  а неофициально вели речь о мзде, которую необходимо им заплатить, чтобы решить вопрос.
Только после обращения в финансовую полицию  по подозрению в вымогательстве взятки тогда был арестован начальник станции «Энбекшильдерский» Павлодарского отделения дороги нацкомпании «Казахстан темир жолы». 17 сентября 2010 года в своем служебном кабинете при получении 75 тысяч тенге от предпринимателя финансовая полиция задержала должностное лицо. ДБЭКП возбудил в отношении него уголовное дело по статье 311 «Получение взятки» путем вымогательства.
А что же нынешний год? Ситуация не меняется. Зерновики опять сообщают о препонах с выделением вагонов. На этот раз «КТЖ» придумало новую причину — передача подвижного состава в распоряжение АО «КазТемирТранс». По сути дела, это простое перекладывание бумажек из одного кабинета в другой. Тем не менее, именно из-за этого экспорт зерна из страны находится под угрозой срыва.  

Государственной политике вопреки

Напомним, что в нынешнем году  в связи с засухой правительство Казахстана по поручению Президента РК предприняло ряд мер, направленных на поддержку крестьян страны.
В частности, аграрии освобождены от сдачи  зерна в государственные ресурсы, также им продлены сроки возврата кредитов.
Данные меры должны помочь аграриям поправить свое материально положение, продав зерно на внутреннем и внешнем рынке по выгодным ценам.
Однако эти перспективы оказались под угрозой из-за отказов железнодорожников в предоставлении зерновозов, что делает невозможным отправку зерна на экспорт, и следовательно, препятствует выполнению задач, обозначенных Главой государства.

Карикатура 0«Казахстан темир жолы» объясняет невозможность предоставлять зерновозы процессом передачи подвижного состава в распоряжение «КазТемирТранс». У зерновиков возникает законный вопрос - почему государственная компания в нарушение проводимых правительством мер препятствует своевременной отправке зерна на экспорт?
Мы подготовили вопросы в «КТЖ» и «КТТ», ответы по существу на которые, впрочем, получить не надеемся. Как обычно, компании ограничатся отписками, если вообще соизволят ответить:
«Просим ответить на наши вопросы, которые волнуют большое количество аграриев по всей стране в период осенней страды:
1) Почему «КТЖ» и «КТТ» не изыскали возможности провести свои внутренние бумажные процедуры без ущерба для одной из стратегических отраслей Казахстан — производства зерна.
2) Какое число зерновозов имеется в Казахстане?
3) Когда весь этот подвижной состав начнет полноценно использоваться на благо страны?
4) Какой объем экспорта будет обеспечен железнодорожниками Казахстана до конца года? (просим представить план помесячно)
5) Как изменятся тарифы на аренду вагонов после передачи подвижного состава из «КТЖ» в «КТТ»? С чем связан прогнозируемый рост этих тарифов в 40 %?
6) Проводится ли в «КТЖ» и «КТТ» антикоррупционная работа в рамках политики партии «Нур Отан» для препятствования  получения чиновниками взяток за предоставление вагонов экспортерам?
7) Является ли для руководства «КТЖ» и «КТТ» приоритетной задачей обеспечение создания условий для выполнения поручений Лидера нации Нурсултана Назарбаева?» 

Дерьмо и взятки

А пока мы ждем реакции железнодорожных чиновников, данные таковы: экспорт зерновых в июле оказался  меньше в 2 раза ниже, чем в предыдущие месяцы.  
  — КТЖ искусственно  создает кризис, чтобы на этом нажиться. Компания ссылается на то, что они вагоны передают своей дочерней компании «КазТемирТранс». Планы они согласовывают, но после этого люди заключают контракты, выясняется, что зерновозов нет. Конечно, зернотрейдеры, у которых срываются сроки контрактов, готовы заплатить любую цену. А просят с них по 300-400$ за вагон, — сообщил нам один из зернотрейдеров. 
Зернотрейдеры уверены, что такие методы «работы» идут с самого верха администрации «КТЖ» — от Асакра Мамина и его команды. Ни для кого не секрет, что устроиться на работу в «КТЖ» можно только за взятку. Должность простого машиниста стоит около $1000, за кресло начальника станции нужно выложить $15000. О стоимости постов повыше остаться только догадываться. Администрация компании не может не знать о том, что творится в ее структуре. Более того, эта ситуация не может существовать без ее ведома. Вспоминается фильм про американских жуликов «Клан Сопрано», где главный гангстер мафиозной семьи коротко и ясно описал своим подельникам схему функционирования их преступного бизнеса: «Деньги поднимаются наверх, дерьмо скатывается вниз».
Судя по всему, национальная компания «Казахстан темир жолы» работает по этому мафиозному принципу: руководители среднего и низшего звена вымогают взятки у грузоотправителей, чтобы послать свою долю «на верх» и сохранить свои места. А «дерьмо» в виде арестов и судов скатывается на головы начальников станций и прочих «стрелочников». При этом вдохновители и руководители этой схемы остаются чистенькими, придумывая все новые способы «отжать» свою долю с бизнеса, используя государственную собственность всего лишь как рычаг для личного обогащения, но никак не для работы на благо процветания страны.
Похоже, что пора уже Аскару Мамину в память о своем идейном соратнике, боссе американских мафиози Аль Капоне, взять приставку «Аль» и подписывать документы «КТЖ» «Аль Аскар Мамин»…
Ссылка на оригинал

Да 0 0

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Аль Аскар Мамин, или Гангстер с большой железной дороги» 0 звезд из 5 на основе 0 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации