Эту статью посчитал актуальной в связи с тем, что в настоящее время проводится частичная мобилизация (пока ещё частичная?) и тем, что мои родственники живут как на Донбассе, так и в Киеве и есть определенные обстоятельства, связанные с моим хобби «генеалогия».
К тому же, думаю, у многих тоже имеются родственники на Украине, что уже ставит вопрос «А насколько правомерно, насколько юридически правильно, насколько морально или аморально принять участие в этой войне?»
Безусловно, у каждого своё понимание и своё решение избрать вариант с мобилизацией (в том числе добровольцем или почти добровольцем) либо вариант с альтернативной гражданской службой. И никто не имеет права осуждать тот или иной выбор конкретного человека, следуя правилу Амвросия Оптинского «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Самый главный вопрос, который сейчас поступает в сложившихся условиях от противников мобилизации – это возможна или нет замена военной службы альтернативной гражданской службой в условиях мобилизации и до какого возраста. Либо ограничено мирным временем и возрастом до 27 лет.
Попробуем разобраться. Для начала возьмём самое важное из Закона об альтернативной гражданской службы (далее – Закон об АГС).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об АГС альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.
Но призыв бывает разный – на срочную службу, по частичной мобилизации, по всеобщей (полной) мобилизации. Исходя из содержания ст. 2 Закона об АГС, альтернативная гражданская служба возможна в двух случаях – когда военная служба противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, когда гражданин относится к малочисленным народам.
Следует отметить, что убеждения могут быть любыми – философскими, моральными, этическими, производными из семейных ценностей и т.п. Исчерпывающего перечня убеждений, согласно которым возможна замена военной службы альтернативной гражданской службой, просто-напросто не существует в природе, в том числе «правовой природе».
Ст. 3 Закона об АГС установлено, что альтернативная гражданская служба возможна для граждан в возрасте от 18 до 27 лет. Вот здесь и возникает вопрос: «А возможна ли альтернативная гражданская служба после достижения возраста 27 лет?» Но об этом несколько позже.
Ст. 4 Закона об АГС даёт ссылку на перечни профессий (по годам), а также организации, по которым и где возможно прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной службы. Причем в данных перечнях нет ни ДНР, ни ЛНР, ни Запорожской области, ни Херсонской области, ни Крымского федерального округа (который ещё, к тому же, и не образован). Ст. 5 Закона об АГС указывает, что срок альтернативной гражданской службы в 1,75 превышает срок военной службы.
Далее, среди наиболее важных статей Закона об АГС, обратим внимание на ст. 9 поименованного Закона, в которой сказано «организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Запомним эту статью.
Гл. 2 Закона об АГС посвящена порядку организации направления граждан на альтернативную гражданскую службу. В настоящее время из этой главы интересует та часть, которая посвящена тому, когда должно быть подано заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой и в каких случаях может быть отказано в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Это указано в ст. 11 и ст.12 Закона об АГС. Но сроки подачи такого заявления, полагаю, могут учитываться только в мирное время. Период частичной или полной мобилизации, военного положения, военного времени – это форс-мажорные обстоятельства. И отказ в замене военной службы альтернативной гражданской службой по причине несоблюдения сроков подачи заявления только навредит, ибо неизвестно, какие негативные последствия в душе и действиях того, кому отказано в замене военной службы альтернативной гражданской службой этот отказ вызовет.
Вплоть до того, что таковым может стать невозможным вообще какое-либо так называемое «боевое слаживание». Ведь каждый человек индивидуален, каждое чувство каждого человека индивидуально, «загадки психики» у каждого человека также индивидуальны.
Гл. 3 регулирует порядок прохождения альтернативной гражданской службы. Но так как цель настоящей публикации «возможна или нет альтернативная гражданская служба в условиях, отличающихся от спокойных мирных», то данная глава на данный момент нас не очень интересует – это, считаю, требует отдельной публикации. Также, как и гл.4, посвященная вопросам прав, обязанностей и ответственности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.
Гл.5 Закона об АГС посвящена прекращению альтернативной гражданской службы. Ст.23 Закона об АГС предусматриваются такие основания прекращения альтернативной гражданской службы как увольнение, смерть или гибель, приговор суда к лишению свободы, а также такое основание как «признание негодным к военной службе».
Как мы видим из Закона об АГС, замена военной службы альтернативной гражданской службой возможна в любых условиях – в мирных, при частичной мобилизации, при всеобщей полной мобилизации, при военном положении, в военное время. Запрета не установлено.
Может запрет установлен – Законами «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», Законом об обороне, Законом «О воинской обязанности и военной службе»? Нет, перечисленные законы также не содержат в себе запрета на замену военной службы по призыву (неважно – на срочную службу, по частичной мобилизации, по всеобщей мобилизации) альтернативной гражданской службой.
Пересмотрел все доступные справочно-правовые системы по ключевым словам. Тоже нигде не найдено запрета на замену военной службы альтернативной гражданской службой в вышеперечисленных условиях. Вывод один – замена военной службы альтернативной гражданской службой возможна при любых условиях.
Но как быть с теми, кто достиг, а, тем более, перешагнул, рубеж 27-летнего возраста. Вопрос, конечно, непростой, сказал бы даже, что сложный. Но, полагаю, и в данном случае есть выход. А выходом является ст. 6 ГК РФ и ч.4 ст. 1 ГПК РФ – «применение аналогии закона». Если строго следовать содержанию данных норм, обращая внимание на слово «применяет» (а не словосочетания «может применить» — такого словосочетания нет в указанных нормах), то можно сделать определенный вывод, что в случае отсутствия регулирующей нормы применение аналогии закона является обязательным.
Учитывая, что отсутствует норма, регулирующая замену военной службы альтернативной гражданской службой в период какого-либо вида мобилизации, военного положения или военного времени, также отсутствует норма, регулирующая замену военной службы альтернативной гражданской службой лицам в возрасте 27 лет и старше, применение аналогии закона в данном случае является обязательным, в том числе для судебных органов.
Общий вывод таков: замена военной службы альтернативной гражданской службой возможна при любых обстоятельствах и в любом возрасте, когда человек является военнообязанным.