К написанию этого материала сподвигло одно судебное дело, рассмотренное в системе арбитражных судов. Как известно акционерные общества должны раскрывать определенную законом информацию о себе в предусмотренном порядке.
Контроль за этими процессами осуществляет целая федеральная служба с определенным штатом сотрудников в центральном аппарате и в региональных отделениях. По сравнению с иными федеральными службами, данная является наверное одной из самых малозначительных и менее влиятельных в системе органов государственной власти в стране. А финансировать то ее деятельность все равно нужно. Может быть поэтому, а может и по другим причинам ведомству был дан «полосатый жезл» для регулирования рынка ценных бумаг в виде штрафов, предусмотренных отдельными статьями Кодекса об административных правонарушениях в размере от 500.000 до 700.000 рублей.
Немалые такие штрафы.
Вот тут и начинается самое интересное. Ведомство помимо контроля за раскрытием информации эмитентами, начало проводить камеральные проверки соблюдения законодательства и просто требовать от обществ предоставления отдельных документов. Хотя ежеквартальные отчеты в его распоряжении имеются. Различные требования от отделений службы идут эмитентам до тех пор, пока общество не нарушит какое-либо из правил, а в частности не допустит просрочки в предоставлении сведений.
Так было и в нашем деле.
Акционерное общество незначительно нарушило срок направления истребуемых у него документов, а именно на 5 дней.
В судебной практике чаще всего это трактуется как незначительный срок. Но видимо не всегда. При рассмотрении аналогичных на 100% дел, причем одними и теми же судебными составами выносятся абсолютно противоречащие друг другу решения. В одних делах нарушение признается малозначительным, в других нет.
Таким образом, в случаях, когда оценочные категории, такие как «исключительные обстоятельства», пренебрежительное отношение к исполнению обязанностей», «оценка угрозы охраняемым общественным отношениям», никак законодательно не закреплены, то они отдаются на усмотрение конкретного судьи или состава суда, ни о какой единообразной судебной практике, даже в системе арбитражных судов не может быть и речи. И это все таки возможность для злоупотреблений.
Таким образом, за просрочку предоставления документов на 5 дней общество было оштрафовано на 500.000 рублей, или по 100.000 рублей за каждый день. Хороший заработок федеральной службы и бюджета ее финансирующего. Я даже не берусь предположить сколько в стране субъектов, которые зарабатывают в таком размере и порядке.
При таких успехах вряд ли службу когда-нибудь расформируют, даже если она вместе с судами выдавит из нашей действительности ВСЕ АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА, ей поручат «наблюдать» за иными формами предпринимательской деятельности.
Размещаю не только проигранное дело, в котором участвовал, но и точно такое же, но с иным результатом и рассмотренное в тех же судебных инстанциях, практически в тех же судебных составах. Как говориться: «Кто найдет десять отличий?"
Кассационная инстанция оставила предыдущие судебные акты в силе.