Приобретение или продажа квартиры настолько ответственный, важный, а главное эмоциональный шаг, что клиент, в момент сделки практически находится в состоянии аффекта, не всегда адекватно осознавая, что подписывает, сколько, кому и главное — за что /!/ платит.
Уверена, что именно пользуясь указанным состоянием человека, а также естественным желанием каждого решить свою проблему быстро и эффективно, агентства недвижимости избрали тактику оценивания своих услуг по максимуму, т.е. за пределами разумной стоимости оказываемых аналогичных услуг и обычаев делового оборота.
Осознание происходит позже, а вместе с ним недоумение и у некоторых даже доходит до возмущения, однако часто на этом все и заканчивается.
Поскольку, и договор был подписан собственноручно, и деньги сам отдавал, а значит совсем, был согласен.
Вот такой конвейер.
Любопытным представляется тот перечень услуг, который шаблонно «забивается» в каждый договор и который клиент обязан подписать и оплатить уже при просмотре объекта недвижимости.
В соответствии со ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме оказанную услугу после ее принятия.
Стоимость услуг в таком договоре является фиксированной и составляет в среднем около шестидесяти тысяч рублей /по Новосибирску/ и это только по одному из договоров, которых может быть несколько с повторяющимися услугами.
При этом акт приема-передачи услуг подписывается одновременно с этим договором и априори эти услуги признаются оказанными в полном объеме, надлежащим образом и в предусмотренный срок.
В соответствии со ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя признаются недействительными.
Таким образом, условие договора о том, что фактическое исполнение агентством услуг подтверждается актом приема-передачи услуг и в случае отказа или уклонения покупателя от подписания акта услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми покупателем, ущемляет права потребителя и исключают ответственность исполнителя в случае не оказания услуг и/или оказания услуг ненадлежащим образом.
Какие же услуги агентства «оказывают» своим клиентам?
Естественно, все возможные информационно – консультационно — справочные услуги, которые прописываются в предмете договора в первую очередь и никогда конкретно не раскрываются, поэтому часто сложно установить какие конкретно услуги были оказаны и вообще был ли клиент заинтересован ли в их получении.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. Если исполнитель при заключении договора поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать услугу пригодную для использования в соответствии с этими целями.
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Дальше, - обязательно клиент «консультируется» по вопросам комплектности документов, принадлежащих продавцу, их соответствия перечню необходимых для регистрации сделки документов, а также по вопросам осуществления сделки.
И это на этапе просмотра варианта объекта недвижимости!?
Когда совершенно, не ясно будет ли сделка, будет ли заключен договор купли-продажи и на каких условия он будет заключен.
В соответствии со с п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнителю запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг.
Часто специалист агентства даже не показывает потенциальному покупателю документы на квартиру, потому что у него их просто еще нет.
Обычно присутствие специалиста агентства при осмотре варианта еще не говорит о наличии у него соглашений с продавцом.
Также представляется странным, почему потенциальный покупатель должен оплачивать агентству услугу, в которой, прежде всего, заинтересован продавец?
Я имею в виду формирование комплекта документов, необходимых для продажи квартиры.
Хотя обычно за данную услугу оплату отдельно берут и с продавца и с покупателя.
Очевидно, что целью заключения потенциальным покупателем договора с агентством является получение возможности «посмотреть квартиру» и заключить предварительный договор купли-продажи с продавцом.
В договоре данные услуги озвучены как организация просмотра и организация оформления предварительного договора купли-продажи объекта недвижимости с продавцом.
Исходя из буквального смысла предоставления данных услуг можно установить, что под организацией просмотра агентством подразумевается сообщение клиенту по телефону времени и даты, когда он может самостоятельно приехать и посмотреть помещение, показываемое непосредственно продавцом.
Под организацией оформления предварительного договора буквально подразумевается придание договору установленной формы, т.е. перенесение информации с электронного на бумажный носитель, другими словами распечатывание договора на принтере.
Полагаю, что стоимость данных услуг не составляет десятки тысяч рублей, однако данный факт имеет место быть.
В соответствии с п.3 ст.424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене обычно взимаемой за аналогичные услуги.
Одно из крупнейших Новосибирских агентств недвижимости для своих клиентов оказывает еще и такую услугу – «организация переговоров между продавцом и покупателем (предоставление помещения)».
Это, как говорится, без комментариев.
В соответствии с п.3 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.
При всем при этом часто клиенты до момента подачи искового заявления вообще не представляют с кем они имели дело.
Так, в договорах с одним из агентств недвижимости, высоко позиционирующем себя на рынке г. Новосибирска, заботящемся о своей репутации и широко рекламирующем себя, - «шапка договора» выглядит так: ООО «ХХХ» именуемое в дальнейшем Агентство, в лице ИП ХХХХ, действующего на основании договора возмездного оказания услуг, договора агентирования и доверенности…». Очевидно, что данный «оборот» также не в интересах клиентов.
В соответствии со ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменое наименование своей организации, место нахождения и режим работы. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа.
В соответствии со ст.13 указанного Закона за нарушение прав потребителй исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной законом или договором.
В соответствии со ст. 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе потребовать уменьшения цены оказанной услуги, а также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Указанные требования подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления, согласно ст.31 Закона.
В случае нарушения указанных сроков исполнитель уплачивает потребителю неустойку /пеню/в размере 3% за каждый день от цены оказания услуги по договору, согласно п.5 ст.28 Закона.
В общем, складывается впечатление, что юристы агентств недвижимости никогда не читали закон о защите прав потребителей, либо они большие юмористы, что ж, выясним это в суде, но это уже будет другая история.