Бывают ситуации житейские, когда несколько собственников одного жилого помещения не могут договориться, как им жить «вместе». Но такие квартиры были всегда и назывались раньше – коммунальные. Скандалы между соседями, конечно, бывали, но в целом, цель была общая, как-то существовать вместе, т.к. другого жилья не было.
Сейчас ситуации сложнее, т.к. доли в праве собственности могут не соответствовать конкретной комнате, а вселение может быть не связано с проживанием, а напротив, направлено на «выселение» остальных жильцов.
Любой микродоли достаточно, что бы подтвердить перед участковым законность нахождения в квартире. А то, что это 1.5 квадратных метра… ?
Моя доверительница (в будущем) столкнулась с тем, что половина квартиры, в которой она жила с дочерью и внучкой, была продана постороннем лицу. Отмечу, что это было сделано целенаправленно на фоне глубоких неприязненных отношений с бывшим супругом.
Итак, ½ доли перешла в собственности гражданке С., которая в квартиру никогда не вселялась.
Вскоре С. подарила 1/200 своей доли своему сожителю З., который уже из своей доли 1/400 подарил своей матери М.
После чего З. зарегистрировал в квартире своего несовершеннолетнего сына, который также никогда не вселялся.
С этого момента проживание в квартире стало невозможным (для семьи доверительницы): в квартире появились груды старых вещей, мусора, пустые бутылки, складирование хлама, курение в квартире, скандалы и днем и ночью, угрозы … все это на фоне «любезных предложений» продать свою долю… не дорого.
С 2017 года доверительница была вынуждена съехать в съемное жилье, но от продажи отказалась.
До 2019 года пыталась привлечь внимание органов власти, полиции, прокуратуры, депутатов на противоправные действия новых собственников, но какого-либо результата не добилась.
В суд был подан иск о признании долей М. и З. в праве собственности в размере 1/400 каждой незначительными и принудительном выкупе в пользу истца, но защищать свои права самостоятельно доверительница не решилась и заключила соглашение со мной. Были увеличены исковые требования и добавлены требования, касающиеся запрета курения, «выселения» кошки ответчиков и определения порядка пользования квартирой.
Ответчики предприняли попытку заявить встречные требования о признании дочери и внучки доверительницы утратившими права пользования квартирой, полагая, что в таком случае суд определит им в пользование 2 из 3 комнат, т.к. их больше.
В принятии встречного иска было отказано, но эти требования судом были рассмотрены в отдельном производстве и принято решение об отказе в полном объеме. На мой взгляд, у истцов – собственников не было оснований требовать признать утратившими права пользования членов семьи другого собственника, который, напротив, не отрицает наличие таких семейных отношений и совместное проживание. Собственно, суд в решении и указал на отсутствие факта нарушения права как основание для обращения с иском в суд.
Требования о прекращении права собственности на доли З. и М. в размере 1/400 в праве собственности в силу малозначительности были удовлетворены, право собственности на 1/200 долю было признано за доверительницей. Право пользования жилым помещением прекращено с последующим снятием с регистрационного учета.
Постоянно проживающая в квартире М. – выселена без предоставления другого жилья, при этом, суд запретил ей курить в квартире и на лоджиях. Кошку предписано также из квартиры убрать.
В пользование доверительницы передано две из трех комнат.
Но это еще не все. Оба суда, рассматривающих иски сторон, пришли к аналогичным выводам о наличии злоупотребления права со стороны «новых» собственников и вынужденном характере выезда доверительницы и членов ее семьи.
Такая преюдиция, как минимум, дает основания обратиться с иском о взыскании убытков, понесенных в связи с наймом жилья. А в идеале, погашение «долга» может быть произведено за счет спорной доли ответчика, имеющего, к слову, несколько различных квартир в собственности.