«Хотя российские гражданские суды теоретически имеют возможность провести независимую оценку фактических и правовых вопросов, на практике значение выводов предшествовавшего уголовного дела настолько велико, что даже самые убедительные доказательства обратного, представленные истцом, не будут учтены, а такое средство окажется только теоретическим и иллюзорным, а не практическим и эффективным, как того требует Конвенция». Этот вывод Европейский суд по правам человека еще раз подтвердил в своем постановлении от 16.01.2014 по делу «Щиборщ и Кузьмина против России» (жалоба 5269/08).
В рассмотренном деле заявители жаловались на необъективное расследование гибели их сына, который умер от увечий, нанесенных ему при попытке поместить его в психиатрический стационар. Родители сами попросили сотрудников милиции о госпитализации, но погибший, страдавший психическим заболеванием, оказал сопротивление. Тем не менее заявители были уверены, что примененная к сыну сотрудниками ОМОНа сила была чрезмерной.
Уголовное дело, изначально возбужденное по ст.ст. 114 и 286 УК РФ, несколько раз прекращалось и возобновлялось. Но в итоге следствие не нашло в действиях омоновцев состава преступления.
ЕСПЧ констатировал в деле нарушения ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившиеся, во-первых, «в отсутствии планирования и контроля операции по принудительной госпитализации погибшего», во-вторых, «в не проведении эффективного расследования событий, которые привели к смерти человека».
Суд обязал власти РФ выплатить заявителям около 50 тыс. евро, из которых 45 тыс. составила компенсация морального вреда.