Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы, предлагается изменить порядок оплаты при производстве судебных экспертиз, путем предварительной оплаты.
В настоящее время в правоприменительной деятельности возникают вопросы, связанные с порядком оплаты деятельности государственных и не государственных судебно-экспертных учреждений.
Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает право судебно-экспертного учреждения взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.
Наряду с этим реализация указанного законодательного положения является крайне затруднительной, поскольку отсутствует действенный механизм оплаты сторонами гражданского процесса судебных экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в связи с отсутствием ее предварительной оплаты. На практике перечисление денежных средств эксперту, государственному или не государственному судебно-экспертному учреждению производится, как правило, после проведения ими экспертизы, поскольку согласно действующему законодательному регулированию оплата сторонами проведенной экспертизы поставлена в зависимость от добросовестности сторон гражданского процесса, на которые возложены судебные расходы.
Так, в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной.
При этом в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, которые позволяли бы суду отклонять ходатайство о назначении экспертизы, когда сторона в установленный судом срок не внесла на соответствующий счет суда денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, судебно-экспертным учреждениям.
Такой законодательный подход не позволяет мотивировать стороны на предварительную оплату экспертиз, проводимых судебно-экспертными учреждениями. В результате экспертные учреждения вынуждены вести работу по судебному взысканию подлежащих выплате им сумм. Во многих случаях труд экспертов так и остается неоплаченным, что является нарушением трудового законодательства. Задолженность сторон гражданского процесса за проведение экспертных исследований увеличивается из года в год, и составляет сотни миллионов рублей.
Внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» крайне необходимо для устранения вышеуказанных проблем, возникающих в правоприменительной практике в связи с несовершенством действующего механизма оплаты экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции, а также на дополнительную мотивацию сторон по гражданскому делу к надлежащему выполнению своих процессуальных обязанностей.
Текст законопроекта, внесенного в Государственную Думу для рассмотрения в первом чтении.
проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
(в части совершенствования механизма оплаты экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции)
Статья 1
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2008, № 48, ст. 5518; 2014, № 11, ст. 1094) следующие изменения:
1) абзац второй статьи 94 после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям»;
2) в статье 95:
а) наименование статьи после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям»;
б) в части 3:
дополнить вторым предложением следующего содержания «Судебно-экспертным учреждениям оплачиваются экспертизы, проведенные экспертами этих судебно-экспертных учреждений.»;
третье предложение после слова «специалистам» дополнить словами «сумм, подлежащих выплате судебно-экспертным учреждениям,» после слова «экспертами» дополнить словами «судебно-экспертными учреждениями»;
3) в статье 96:
а) наименование статьи после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям»;
б) часть 1 после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям», после слов «стороной, заявившей соответствующую просьбу» дополнить словами «, в срок, установленный судом»;
в) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. В случае, если в установленный судом срок на счет, указанный в части первой настоящей статьи, не были внесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, судебно-экспертным учреждениям, суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы, если дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств.»;
4) в статье 97:
а) наименование статьи после слов «сумм, причитающихся» дополнить словами «экспертам, судебно-экспертным учреждениям,»;
б) часть 1 дополнить предложением следующего содержания «Денежные суммы, причитающиеся экспертам, судебно-экспертным учреждениям, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей за счет средств федерального бюджета или сумм, поступивших от сторон на счета, указанные в части первой статьи 96 настоящего Кодекса.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации


Планируемые изменения действительно необходимы.
В арбитражном процессе суд отказывает в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы в случае, если сторона не внесла денежные средства на депозитный счет суда, а в судах общей юрисдикции ни какой дисциплины!
Уважаемый Алексей Александрович!
Спасибо, что обратили внимание на эту перезревшую проблему.
Она встала и передо мной, в гражданском процессе. Прошу помочь практическим советом.
Я индивидуальный предприниматель по ОКВЭД "Деятельность судебно-медицинской экспертизы".
Суд назначил мне по ходатайству истца (физическое лицо) судебно-медицинскую экспертизу, возложив оплату за неё на стороны поровну. Ответчик (юридическое лицо) платить отказался.
Придётся направлять в суд Заключение эксперта с вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов и
документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизыЯ не понимаю, как должен выглядеть документ, подтверждающий расходы.
Нельзя ли увидеть подобный документ из Вашей практики?
Уважаемый Анатолий Кириллович! Полностью разделяю Ваше недоумение обсуждаемым проектом. Еще одно доказательство юридического нигилизма депутатов. Во-первых, изменения надо вносить комплексно: в ГПК РФ, КоАП РФ и ФЗ № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. Дело в том, что на сегодняшний день положения ФЗ № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. противоречат положениям КоАП РФ, который устанавливает, что экспертизы по административным делам оплачиваются не за счет граждан, а за счет субъектов! К тому же, 15.09.2015 г. вступает в силу Кодекс административного судопроизводства, который так же необходимо согласовывать с проявленной инициативой. Во-вторых: как узнать размер оплаты, если экспертиза не проведена, а прейскурант экспертиз не существует! В-третьих, эксперты государственных судебно-экспертных учреждений уже финансируются из госбюджета. Поэтому, непонятно, о каком еще государственном финансировании идет речь. Если это касается оплаты государством экспертиз по гражданским делам, по аналогии с экспертизами, выполняемыми в рамках уголовного судопроизводства, то тогда эксперты попросту сядут на свой оклад и экспертизы будут проводить по много месяцев и даже лет, также как и по уголовным делам. Штрафы по ГПК РФ за нарушение сроков производства экспертиз практически суды не назначают! В-четвертых:… можно еще долго говорить о дефективности проекта. А зачем, если это никто из законодателей не услышит?
Уважаемый Александр Владимирович!
юридического нигилизма депутатовЭто даже не отрицание, а юридический брак. На уровне профильного комитета. Безнаказанный. Депутатская неприкосновенность.
Типичное российское разгильдяйство типа авось, как нибудь, так сойдёт, абы как и пр.
Пока в Думе не начнут устраивать внутренние разборки на тему брака, потребители депутатской продукции вынуждены ломать голову над тем, как эту ересь применять.
Уважаемый Анатолий Кириллович, смету составьте (стоимость экспертного часа, количество часов затраченных на производство экспертизы)
Ответил по почте.
Ну вот, время прошло, законодательные изменения мы получили. А что изменилось? Ничего!!! Гражданские суды так и не действуют аналогично, например, Арбитражному — нет у них соответствующих счетов и механизма. Эксперты так же точно сидят без денег или шантажируются Стороной, типа, «кто девушку ужинает, тот её и… танцует». Эти изменения пригодны только для лукавых сопроводительных писем в суд, когда возвращаешь без исполнения неоплаченную экспертизу: ""… бла-бла-бла… поскольку требования ст. 85… увязаны с предварительным внесением средств… просим устранить процессуальное противоречие ..." Мрак :-(