Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы, предлагается изменить порядок оплаты при производстве судебных экспертиз, путем предварительной оплаты.
В настоящее время в правоприменительной деятельности возникают вопросы, связанные с порядком оплаты деятельности государственных и не государственных судебно-экспертных учреждений.
Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает право судебно-экспертного учреждения взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.
Наряду с этим реализация указанного законодательного положения является крайне затруднительной, поскольку отсутствует действенный механизм оплаты сторонами гражданского процесса судебных экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в связи с отсутствием ее предварительной оплаты. На практике перечисление денежных средств эксперту, государственному или не государственному судебно-экспертному учреждению производится, как правило, после проведения ими экспертизы, поскольку согласно действующему законодательному регулированию оплата сторонами проведенной экспертизы поставлена в зависимость от добросовестности сторон гражданского процесса, на которые возложены судебные расходы.
Так, в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной.
При этом в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, которые позволяли бы суду отклонять ходатайство о назначении экспертизы, когда сторона в установленный судом срок не внесла на соответствующий счет суда денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, судебно-экспертным учреждениям.
Такой законодательный подход не позволяет мотивировать стороны на предварительную оплату экспертиз, проводимых судебно-экспертными учреждениями. В результате экспертные учреждения вынуждены вести работу по судебному взысканию подлежащих выплате им сумм. Во многих случаях труд экспертов так и остается неоплаченным, что является нарушением трудового законодательства. Задолженность сторон гражданского процесса за проведение экспертных исследований увеличивается из года в год, и составляет сотни миллионов рублей.
Внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» крайне необходимо для устранения вышеуказанных проблем, возникающих в правоприменительной практике в связи с несовершенством действующего механизма оплаты экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции, а также на дополнительную мотивацию сторон по гражданскому делу к надлежащему выполнению своих процессуальных обязанностей.
Текст законопроекта, внесенного в Государственную Думу для рассмотрения в первом чтении.
проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
(в части совершенствования механизма оплаты экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции)
Статья 1
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2008, № 48, ст. 5518; 2014, № 11, ст. 1094) следующие изменения:
1) абзац второй статьи 94 после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям»;
2) в статье 95:
а) наименование статьи после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям»;
б) в части 3:
дополнить вторым предложением следующего содержания «Судебно-экспертным учреждениям оплачиваются экспертизы, проведенные экспертами этих судебно-экспертных учреждений.»;
третье предложение после слова «специалистам» дополнить словами «сумм, подлежащих выплате судебно-экспертным учреждениям,» после слова «экспертами» дополнить словами «судебно-экспертными учреждениями»;
3) в статье 96:
а) наименование статьи после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям»;
б) часть 1 после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям», после слов «стороной, заявившей соответствующую просьбу» дополнить словами «, в срок, установленный судом»;
в) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. В случае, если в установленный судом срок на счет, указанный в части первой настоящей статьи, не были внесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, судебно-экспертным учреждениям, суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы, если дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств.»;
4) в статье 97:
а) наименование статьи после слов «сумм, причитающихся» дополнить словами «экспертам, судебно-экспертным учреждениям,»;
б) часть 1 дополнить предложением следующего содержания «Денежные суммы, причитающиеся экспертам, судебно-экспертным учреждениям, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей за счет средств федерального бюджета или сумм, поступивших от сторон на счета, указанные в части первой статьи 96 настоящего Кодекса.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации