В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект, предназначенный усовершенствовать механизм оплаты при проведении судебных экспертиз судебными экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручению судов общей юрисдикции

Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы, предлагается изменить порядок оплаты при производстве судебных экспертиз, путем предварительной оплаты.
В настоящее время в правоприменительной деятельности возникают вопросы, связанные с порядком оплаты деятельности государственных и не государственных судебно-экспертных учреждений.
Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает право судебно-экспертного учреждения взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Наряду с этим реализация указанного законодательного положения является крайне затруднительной, поскольку отсутствует действенный механизм оплаты сторонами гражданского процесса судебных экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в связи с отсутствием ее предварительной оплаты. На практике перечисление денежных средств эксперту, государственному или не государственному судебно-экспертному учреждению производится, как правило, после проведения ими экспертизы, поскольку согласно действующему законодательному регулированию оплата сторонами проведенной экспертизы поставлена в зависимость от добросовестности сторон гражданского процесса, на которые возложены судебные расходы.
Так, в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной.
При этом в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, которые позволяли бы суду отклонять ходатайство о назначении экспертизы, когда сторона в установленный судом срок не внесла на соответствующий счет суда денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, судебно-экспертным учреждениям.
Такой законодательный подход не позволяет мотивировать стороны на предварительную оплату экспертиз, проводимых судебно-экспертными учреждениями. В результате экспертные учреждения вынуждены вести работу по судебному взысканию подлежащих выплате им сумм. Во многих случаях труд экспертов так и остается неоплаченным, что является нарушением трудового законодательства. Задолженность сторон гражданского процесса за проведение экспертных исследований увеличивается из года в год, и составляет сотни миллионов рублей.
Внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» крайне необходимо для устранения вышеуказанных проблем, возникающих в правоприменительной практике в связи с несовершенством действующего механизма оплаты экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции, а также на дополнительную мотивацию сторон по гражданскому делу к надлежащему выполнению своих процессуальных обязанностей.

Текст законопроекта, внесенного в Государственную Думу для рассмотрения в первом чтении.
проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
(в части совершенствования механизма оплаты экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции)
Статья 1
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2008, № 48, ст. 5518; 2014, № 11, ст. 1094) следующие изменения:
1) абзац второй статьи 94 после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям»;
2) в статье 95:
а) наименование статьи после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям»;
б) в части 3:
дополнить вторым предложением следующего содержания «Судебно-экспертным учреждениям оплачиваются экспертизы, проведенные экспертами этих судебно-экспертных учреждений.»;
третье предложение после слова «специалистам» дополнить словами «сумм, подлежащих выплате судебно-экспертным учреждениям,» после слова «экспертами» дополнить словами «судебно-экспертными учреждениями»;
3) в статье 96:
а) наименование статьи после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям»;
б) часть 1 после слова «экспертам» дополнить словами «судебно-экспертным учреждениям», после слов «стороной, заявившей соответствующую просьбу» дополнить словами «, в срок, установленный судом»;
в) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. В случае, если в установленный судом срок на счет, указанный в части первой настоящей статьи, не были внесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, судебно-экспертным учреждениям, суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы, если дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств.»;
4) в статье 97:
а) наименование статьи после слов «сумм, причитающихся» дополнить словами «экспертам, судебно-экспертным учреждениям,»;
б) часть 1 дополнить предложением следующего содержания «Денежные суммы, причитающиеся экспертам, судебно-экспертным учреждениям, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей за счет средств федерального бюджета или сумм, поступивших от сторон на счета, указанные в части первой статьи 96 настоящего Кодекса.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Ссылка на оригинал

Да 1 1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: sander5836, kiu003011, Семячков Анатолий, koreshkova, alex050777, user6194
  • 05 Мая 2015, 08:52 #

    Планируемые изменения действительно необходимы.
    В арбитражном процессе суд отказывает в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы в случае, если сторона не внесла денежные средства на депозитный счет суда, а в судах общей юрисдикции ни какой дисциплины!

    +6
  • 06 Августа 2015, 07:41 #

    Уважаемый Алексей Александрович!
    Спасибо, что обратили внимание на эту перезревшую проблему.
    Она встала и передо мной, в гражданском процессе. Прошу помочь практическим советом.
    Я индивидуальный предприниматель по ОКВЭД  "Деятельность судебно-медицинской экспертизы".
    Суд назначил мне по ходатайству истца (физическое лицо) судебно-медицинскую экспертизу, возложив оплату за неё на стороны поровну. Ответчик (юридическое лицо) платить отказался.
    Придётся направлять в суд Заключение эксперта с вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов и 
    документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизыЯ не понимаю, как должен выглядеть документ, подтверждающий расходы.
    Нельзя ли увидеть подобный документ из Вашей практики?

    +2
    • 07 Августа 2015, 08:53 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович! Полностью разделяю Ваше недоумение обсуждаемым проектом. Еще одно доказательство юридического нигилизма депутатов. Во-первых, изменения надо вносить комплексно: в ГПК РФ, КоАП РФ и ФЗ № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. Дело в том, что на сегодняшний день положения ФЗ № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. противоречат положениям КоАП РФ, который устанавливает, что экспертизы по административным делам оплачиваются не за счет граждан, а за счет субъектов! К тому же, 15.09.2015 г. вступает в силу Кодекс административного судопроизводства, который так же необходимо согласовывать с проявленной инициативой. Во-вторых: как узнать размер оплаты, если экспертиза не проведена, а прейскурант экспертиз не существует! В-третьих, эксперты государственных судебно-экспертных учреждений уже финансируются из госбюджета. Поэтому, непонятно, о каком еще государственном финансировании идет речь. Если это касается оплаты государством экспертиз по гражданским делам, по аналогии с экспертизами, выполняемыми в рамках уголовного судопроизводства, то тогда эксперты попросту сядут на свой оклад и экспертизы будут проводить по много месяцев и даже лет, также как и по уголовным делам. Штрафы по ГПК РФ за нарушение сроков производства экспертиз практически суды не назначают! В-четвертых:… можно еще долго говорить о дефективности проекта. А зачем, если это никто из законодателей не услышит?

      +2
      • 07 Августа 2015, 15:21 #

        Уважаемый Александр Владимирович!
        юридического нигилизма депутатовЭто даже не отрицание, а юридический брак. На уровне профильного комитета. Безнаказанный. Депутатская неприкосновенность.
        Типичное российское разгильдяйство типа авось, как нибудь, так сойдёт, абы как и пр.
        Пока в Думе не начнут устраивать внутренние разборки на тему брака, потребители депутатской продукции вынуждены ломать голову над тем, как эту ересь применять.

        0
    • 22 Декабря 2016, 12:08 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович,  смету составьте (стоимость экспертного часа, количество часов затраченных на производство экспертизы)

      +1
  • 06 Августа 2015, 20:10 #

    Ответил по почте.

    +1
  • 03 Марта 2021, 16:19 #

    Ну вот, время прошло, законодательные изменения мы получили. А что изменилось? Ничего!!! Гражданские суды так и не действуют аналогично, например, Арбитражному — нет у них соответствующих счетов и механизма. Эксперты так же точно сидят без денег или шантажируются Стороной, типа, «кто девушку ужинает, тот её и… танцует». Эти изменения пригодны только для лукавых сопроводительных писем в суд, когда возвращаешь без исполнения неоплаченную экспертизу: ""… бла-бла-бла… поскольку требования ст. 85… увязаны с предварительным внесением средств… просим устранить процессуальное противоречие ..." Мрак :-(

    0

Да 1 1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Государственная Дума планирует изменить порядок оплаты расходов на проведение судебных экспертиз» 0 звезд из 5 на основе 1 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации