Ко мне обратилась моя знакомая, которая поведала следующую историю:
Несколько лет назад был расторгнут брак между моей знакомой и гражданином Мерзляковым. В браке родилась дочь, умница и красавица. Отец, несмотря на развод, продолжил исполнять свои родительские обязательства, с дочерью общался очень близко, материально помогал.
В 2016 году ему был диагностирован рак печени. Несовершеннолетняя дочь в силу своих возможностей отцу помогала, всячески поддерживала. Отец приобрел квартиру в новострое и спокойно в ней жил. Но за 2 недели до установления диагноза неожиданно женился. Новая жена девочку невзлюбила, дабы прекратить общение с ней, мужа перевезла к себе, в квартире мужа поселился ее сын. Общение дочери и отца было ограничено телефонными переговорами и короткими встречами в периоды ремиссии.
До самой смерти отец был трудоустроен, работал, получал на карту денежные средства в виде заработной платы и оплаты больничных листов.
После смерти Мерзлякова в суд с иском к дочери моей знакомой о взыскании расходов на предсмертную болезнь и достойные похороны обратилась новоиспеченная жена. Сумма была заявлена в размере 120 000 рублей.
В ходе предварительного слушания вдова поведала истинную причину ее обращения в суд — обида на покойного мужа. Дело в том, что при заключении брака она рассчитывала, что квартира мужа по наследству достанется ей, но муж успел оформить завещание на свою дочь. Квартира не досталась, да еще в период брака большая часть «его» зарплаты уходила на лечение, а часть перечислялась дочери в качестве алиментов, а «прежняя семья всю зарплату получала».
Вот не люблю я таких корыстных по жизни людей… Не приятно было мне, что сынок, прожив год в квартире мужа матери оставил многотысячные долги по коммунальным платежам, которые легли на мою знакомую...
Непонятен мне был и предъявленный иск. Вдова требовала оплаты расходов на предсмертную болезнь и похороны, при этом не могла обосновать, какие именно лично ее денежные средства были потрачены, сколько именно и на что потратила она именно своих (личных) средств, имела ли место работы, каков был ее доход.
Мной было заявлено ходатайство о запросе движения по счетам умершего, с момента постановки диагноза и фактически с момента начала брачных отношений. В соответствии выписками на счетах имелась существенная сумма, с лихвой покрывавшая заявленную по иску. «Безутешная» вдова пыталась пояснить, что наследница одна — это дочь, поэтому в соответствии со ст. 1174 ГК РФ она обязана произвести возмещение понесенных расходов.
Тогда суду заявили ходатайство о запросе копий документов из наследственного дела у нотариуса, и установили, что и вдова стала наследницей 1/2 части денежных средств, оставшихся на счету умершего.
Тогда истица заявила, что заработная плата мужа — это их совместно нажитое имущество в браке, поэтому эти средства принадлежат именно ей, она их потратила на предсмертную болезнь и похороны. При этом ею были предоставлены документы об оплате по счетам за медицинские вмешательства самим умершим либо с его карты.
На сайте суда можно ознакомиться с движением дела, состоялось 8 судебных заседаний, не считая предварительного. Четыре раза истица уточняла заявленные требования, расчет суммы иска ею корректировался раз шесть...
Доказательств того, что истицей были потрачены ее собственные денежные средства, корыстная дама суду не предоставила.
Мной было заявлено суду, что взыскание одним наследником с другого наследника денежных средств по основаниям, предусмотренным ст. 1174 ГК РФ, когда первый наследник производил расходы не из собственных средств, а из средств умершего (наследодателя), действующим законодательством не предусмотрено.
Но суд первой инстанции, несмотря на возражения ответчика, принял позицию истицы, уменьшив незначительно расходы на похороны, исключив оплату автобуса и разделив расходы пропорционально стоимости принятого имущества.
https://pervomaysky--prm.sudrf.ru/...Type=0&_new=0&_doc=1&srv_num=1
Не согласившись с принятым решением, мной была подана апелляционная жалоба, в которой я указала на отсутствие доказательств со стороны истца о расходовании личных денежных средств, а также на то, что на основании ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При этом ст. 39 СК РФ устанавливает, что при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. Даже разделив между истицей и умершим его доход пополам, 1/2 доли средств достаточно для погашения расходов на предсмертную болезнь и достойные похороны.
Так как истица в суде апелляционной инстанции также не смогла пояснить, сколько именно и на что было потрачено ее личных денежных средств, суд принял позицию ответчика, решение суда первой инстанции было отменено, принято новое решение. С ответчицы взыскали 25 000 рублей расходов на похороны.
https://kraevoy--prm.sudrf.ru/...&delo_id=5&new=5&text_number=1
Сейчас дело за взысканием судебных издержек с истицы в пользу ответчицы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. Об этом напишу после принятия решения судом.