Ранее я уже публиковала о нашем положительном опыте прекращения уголовных дел в отношении подзащитных — сотрудников Приморского регионального отделения ДОСААФ - здесь и здесь.
Спустя год после вынесения постановлений о прекращении первого уголовного дела, мной были поданы в суд заявления от моей доверительницы, ее мужа и ее сына о взыскании материального вреда в виде расходов на адвокатов в порядке ст. 133 УПК РФ и гражданские иски о взыскании морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием.
Год выдержали умышленно, чтоб у прокуратуры не возникло желания отмены постановлений о прекращении уголовного дела.
С моральным вредом было все более-менее предсказуемо, несмотря на то, что заявляли суммы компенсации в размере 1 000 000 рублей, фактически я понимала и объяснила своим доверителям, что взыщут 250 000 -300 000 рублей, так как обвинение не предъявлялось, были в статусе подозреваемых, мера пресечения (даже подписка о невыезде) не избиралась.
Моральные страдания мной подробно расписаны в исковом заявлении в приложении к статье, обладатели ПРО могут с ними ознакомиться. По каждому доводу были приобщены документальные доказательства.
Так и вышло: суд действительно оценил 9-месячное незаконное привлечение к уголовной ответственности по «тяжким» статьям УК РФ в 250 000 рублей на каждого, также взысканы были расходы на представителя в размере 30 000 рублей по каждому иску, несмотря на мои высказывания в виде риторических вопросов о стоимости нервов за каждый день уголовного преследования.
А вот с компенсацией материального вреда было все далеко не так безоблачно. Процессы длились по 5-6 месяцев, суд досконально разбирался с заявленными ко взысканию расходами на адвокатов. Проверяли: кассовые книги (предоставили выписки из кассовых книг), ордерные книжки, приходные и расходные ордера, оплату адвокатами налога с полученных гонораров (!), пришлось предоставлять налоговые декларации и справки по форме 2-НДФЛ. После предоставления документов из адвокатских контор и коллегий, суд делал самостоятельные запросы в ИФНС и Адвокатскую палату Приморского края.
Но так как у всех защитников проблем с оплатой налогов не возникало, и все добросовестно выполняют возложенные на них государством обязательства, расходы были взысканы в полном объеме с учетом уровня инфляции, хотя какое отношение финансовая дисциплина адвоката имеет к доверителю и восстановлению его прав, мне до сих пор не понятно...
Удивила позиция Казначейства и Военной флотской прокуратуры, которые просили отказать в полном объеме. А военное следствие настаивало на уменьшении компенсации гонораров, исходя из минимальных ставок Адвокатской палаты Приморского края, мотивируя тем, что с подзащитными проведено не более 6-9 следственных действий, и нанимать адвоката — это право подзащитного, а не обязанность, следствие могло предоставить бесплатно адвокатов по назначению, а в стране тяжелое положение и денег и так не хватает… Но я же уже давно ничему не удивляюсь...
Так что справедливость восторжествовала!
П.С. В настоящее время поданы заявление о взыскании материального вреда в виде расходов на адвоката и гражданский иск о взыскании компенсации морального вреда за незаконное преследование мужа моей доверительницы по второму делу. Буду держать в курсе!