Странное, на первый взгляд, утверждение. Но, увы, так и есть! Почему и чем это грозит? Рассказываю…
Аксиома 1: Лень – штука липкая и труднопобеждаемая.
Саратов (как и Москва, Питер, Екатеринбург) – кузница юристов, только ленивый вуз, в наше время, не выпускает студентов с юридическим образованием. Уважающий себя юрист, как и любой специалист в другой области, постоянно совершенствуется – мониторит законодательство, следит за новациями и изменениями, но, как правило, в своем узком сегменте. Нас учили так – юрист не может знать все, он обязан знать — где посмотреть и к какому источнику обратиться.
Теперь, непосредственно к делу. Что мне дает право говорить о лени Вашего юриста? — Практика, это из наболевшего. Я являюсь руководителем участка Третейского суда, много общаюсь с юристами. Казалось бы… Кто поймет мою работу, как ни юрист? – ничего подобного.
Наиболее восприимчивыми к третейскому разбирательству оказываются руководители предприятий, в основном частной формы собственности – люди, которые кровно заинтересованы в получении прибыли и сокращении собственных расходов. Я бы даже выделил этих людей в отдельный тип, который всегда готов получать новые знания и применять их на практике, более того они не только готовы получать, они находятся в постоянном поиске таких знаний. Но они не юристы, им сложно вот так в двух словах объяснить какие-то чисто юридические моменты.
А что же юристы? Почему не они? Ответ кроется в образовании.
Что нам рассказывали на лекциях в вузах о третейских судах: они существуют и что-то коммерческое рассматривают. На этом всё!!! Человека, обладающего такой ничтожной информацией понять можно, но как осознать неприятие новых сведений юристами – ответ очевиден – ЛЕНЬ!
Среднестатистический юрист относительно загружен работой и собственными проблемами, что ему не хватает времени ознакомиться с таким удобнейшим инструментом для бизнеса, как третейский суд – колоссальная экономия времени – дела рассматриваются в течение 14 дней, никакой бюрократии и волокиты, окончательность решения, невозможность обжалования, исполнительный лист государственного образца.
Сокращение расходов, так как третейский сбор — аналог госпошлины, приблизительно ей равен. Все пени, штрафы, проценты учитываются в полном объеме и взыскиваются с Ответчика. Никаких дополнительных расходов для вынесения законного решения.
Количество сохраненных нервных клеток вообще не измеримо!
Многие юристы приходят на собеседование и до сих пор не знают о последних изменениях в АПК, таких, как досудебный порядок, например. Как это влияет на жизнь бизнеса в целом, они не анализируют для чего были введены такие поправки. Проще всего обвинить законодателей и сказать: «Вечно они там что-то напридумывают, а нам потом разбирайся со всем этим». Так Вы действительно разберитесь. Обязательный досудебный (претензионный порядок) введен именно для того, чтобы разгрузить Арбитражные суды, чтобы понемногу сломать стереотип людей о том, что рассматривать споры можно только в Государственном суде. Я думаю, что мы стремимся к европейскому формату судопроизводства. В Европе весь бизнес судится исключительно с Третейских судах. Но уровень Третейских судов там тоже на порядок выше, начиная от оформления зала заседания, заканчивая полномочиями, которыми они наделены. Но и здесь мы движемся вперед. В 2016 году, если вдруг кто не знает, внесены изменения в ФЗ «Об арбитраже», коротко там говорится о том, что Третейские суды отныне в России упразднены. Теперь существуют Арбитражные учреждения, которые должны предоставить все сведения для получения разрешения на свою деятельность в дальнейшем, до ноября 2017 года. Те Третейские суды, которые этого не сделают, а также не перейдут на новые правила работы, в качестве Арбитражных учреждений, прекратят свою деятельность. И это тоже большой шаг вперед, наконец-то мы начнем конкурировать друг с другом, а не Госсудом. Здоровая конкуренция — двигатель прогресса.
Аксиома 2: Привычка – вторая натура.
Вернемся к вопросу о недостаточной степени лени Вашего юриста. Этот специалист тратит уйму своего рабочего времени (оплачиваемого собственником) на общение с государственными судами, он привык к этим неприятным процедурам! Всё это касается и простой категории дел, когда имеется кредитор и должник – дела из категории «Должен-отдай».
Как все происходит в Госсудах: подаем иск, чего-то в приложении к иску не хватает, суд оставляет иск без движения, дает нам время на устранение недостатков – недели две, т.е. раньше чем через две недели дело к рассмотрению не назначат. Направляем недостающие документы в суд, суду все нравится – ура – дело назначили к слушанию через месяц. Ну, вроде неплохо. Приходим на предварительное слушание – ответчик не явился – отложили на месяц. Тратимся чуть-чуть на телеграмму – извещаем ответчика. Явился он на следующее заседание – хорошо, не явился – откладываем. А еще отпуска судей, Новый Год, болезнь, апелляция, кассация… И так может продолжаться долго, Ваш юрист при желании, расскажет Вам все в деталях сколько ему приходится преодолевать трудностей, чтобы вернуть Вам Ваши деньги. Он не ленится, он пашет!
В итоге – когда надо — юриста на работе нет, он в суде или поехал в командировку в вышестоящий суд, в общем куча проблем за Ваши деньги.
А выход-то из этой ситуации есть. Простой. Юристу надо не полениться, ознакомиться с законодательством о третейском судопроизводстве, понять насколько это удобный инструмент (в Европе 80% дел рассматривается в третейских судах), рассказать об этом руководству и пользоваться всем тем, что предлагает третейский суд, тем самым застраховать себя от долгих судебных тяжб, затрат средств и нервов.
Наш суд будет рад помочь Вам в разрешении любых спорных ситуаций, ибо наша основная миссия – упростить судопроизводство, превратить стрессовую ситуацию в комфортный рабочий процесс.
С уважением,
Заместитель Председателя
Первого Арбитражного Учреждения
Руководитель Саратовского судебного участка
Колосов Андрей Валерьевич.