Согласно ст. 178 ГК РФ РФ сделка может быть признана судом недействительной, если она совершена под влиянием существенного заблуждения. При этом заблуждение считается существенным, если сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, зная о действительном положении дел, например, если сторона:
— допустила очевидные оговорку, описку, опечатку или другую техническую ошибку;
— заблуждалась в отношении предмета сделки, в частности, его существенных качеств;
— заблуждалась в отношении природы сделки;
— заблуждалась в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;
— заблуждалась в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
Договор признается недействительным, если сторона в силу возраста и/или состояния здоровья заблуждалась в отношении природы сделки.
Истцы приватизировали квартиру. Из-за преклонного возраста и наличия ряда заболеваний самостоятельно осуществить действия по регистрации договора они не смогли. В качестве сопровождающих и помощников выступила родственница одного из истцов и привлеченный ею риэлтор. В процессе регистрации договора передачи истцы с подачи родственницы подписали также документы на отчуждение нескольких принадлежащих им объектов недвижимости. Суд согласился с доводами истцов, утверждавших, что у них не было оснований не доверять члену своей семьи, которая, воспользовавшись их состоянием и неосведомленностью в правовых вопросах, неправомерно завладела недвижимостью, и признал договор недействительным (решение Ставропольского районного суда Самарской области от 25.12.2017 по делу № 2-3118/2017).
Стороны нотариально удостоверенной сделки априори считаются осведомленными с текстом договора, правами, обязанностями и последствиями ее заключения, поскольку на нотариуса возложена обязанность по их разъяснению. Без доказательств обратного сделка не может быть признана недействительной по ст. 178 ГК РФ РФ.
В период брака супруги приобрели и зарегистрировали на одного из них несколько автомобилей, после чего заключили брачный договор, устанавливающий режим раздельной собственности на все приобретенное в период имущество. Суд отказал истице в признании брачного договора недействительным, поскольку текст нотариально удостоверенного договора содержит указание на то, что истица отдавала себе отчет о характере сделки, и доказательств обратного не представила (решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 25.12.2017 по делу № 2-6093/2017).
Введение в заблуждение покупателя в отношении качества предмета сделки влечет признание договора недействительным даже при наличии подписанного покупателем акта приема-передачи.
Истица приобрела по договору купли-продажи дом и земельный участок. В счет оплаты по договору были использованы не только ее личные сбережения, но и средства материнского капитала. Недвижимость требовалась истице для улучшения жилищных условий. Однако экспертиза, проведенная после заключения сделки, показала, что дом не может использоваться для постоянного проживания, т.е. в целях, для которых он приобретался. Внешний вид дома и информация, содержащаяся в кадастровом паспорте объекта, не позволяют сделать вывод, что истица была осведомлена о реальном состоянии дома. Продавец также не смог доказать, что довел соответствующую информацию до сведения покупателя, в связи с чем договор был признан недействительным, а семья покупателя получила право проживания в спорном доме до момента исполнения решения суда в натуре (апелляционное определение Омского областного суда от 21.12.2017 по делу № 33-8138/2017).
Сокрытие продавцом информации об обременениях в отношении предмета договора, влекущих невозможность его использования по назначению, влечет недействительность сделки.
Истец приобрел на аукционе земельный участок с целью последующего строительства на нем жилого дома. В процессе регистрации выяснилось, что под участком проложен введенный в эксплуатацию газопровод среднего давления. По данной причине строительство осуществлено быть не может. Поскольку ни договор купли-продажи, ни аукционная документация соответствующей информации не содержали, что ввело покупателя в заблуждение на предмет потенциального использования предмета сделки, суд признал договор купли-продажи недействительным (решение Камызякского районного суда Астраханской области от 19.12.2017 по делу № 2-981/2017).
Если договор заключен в отношении имущества, являющегося предметом спора, о чем приобретатель не поставлен в известность, такой договор признается недействительным.
Истец приобрел гараж, а после совершения сделки узнал, что не может использовать его по назначению, поскольку тот подлежит сносу, как самовольная постройка, расположенная в охранной зоне ЛЭП. При оформлении договора продавец умолчал об этом, чем ввел в заблуждение покупателя. Поскольку сокрытие информации повлекло не только невозможность использования предмета сделки, но и его утрату, договор был признан недействительным (заочное решение Ново-Савинского районного суда г. Казани от 18.12.2017 по делу № 2-5355/2017).