В соответствии со ст. 1265 ГК РФ, за автором признается право на имя, будь оно настоящее или вымышленное (псевдоним). Данная норма признает указанные права неотчуждаемыми и непередаваемыми. Имя автора или его псевдоним должны быть указаны на произведении даже в случае передачи всех исключительных прав на него другому лицу. Любой документ, включая соглашение, заключенное между автором произведения и иным лицом, содержащий отказ автора от этих прав, ничтожен.

Согласно ст. 19 ГК РФ, псевдоним гражданина может быть использован третьими лицами только с его согласия. Указанная норма также ограничивает сферу использования псевдонима творческой, предпринимательской и иной экономической деятельностью лица.

ст. 1281 ГК РФ содержит различные требования к сроку действия исключительного права на произведения для лиц, использующих для публикации настоящее имя и псевдоним. В первом случае исключительное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Во втором случае срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет после его правомерного опубликования. Если в течение указанного срока аноним раскроет свое настоящее имя, или оно по иной причине не будет оставлять сомнений, срок действия исключительного права будет исчисляться, как в первом случае.

Проблема охраны псевдонима заключается в том, что он нигде не регистрируется.
В настоящее время, лица, желающие «узаконить» свое вымышленное (сценическое, литературное и проч.) имя прибегают, как правило, к одному из следующих способов.

Во-первых, если под псевдонимом подразумевается имя, но не то, что указано в его свидетельстве о рождении и паспорте, можно внести изменения в записи актов гражданского состояния. В этом случае вымышленное имя станет настоящим, и использовать его можно будет без дополнительных формальностей.

Во-вторых, псевдоним можно зарегистрировать в качестве товарного знака.

Оба варианта имеют свои преимущества и минусы.

Изменить имя может любой гражданин, обратившись в ОЗАГС и заплатив госпошлину в размере 1600 рублей.

Правом на регистрацию товарного знака обладают только организации и индивидуальные предприниматели. И заплатить придется в десять раз больше.

В первом случае заявитель получит свидетельство о перемени имени и новое свидетельство о рождении, во втором — свидительство о регистрации товарного знака.

Основное отличие заключается в том, что гражданин не сможет запретить другим лицам использовать такое же имя, поскольку, как показывает практика, полные тезки в стране существуют, и их немало.

Ответственность же за незаконное использование товарного знака прописана в ст. 1515 ГК РФ. В частности, правообладатель может потребовать уничтожения продукции, на которой изображен товарный знак, идентичный и схожий до степени смешения с принадлежащим правообладателю.

Материальные требования могут сводиться, как к возмещению убытков, так и (вместо них) к компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, или в двукратном размере стоимости продукции, на которой незаконный товарный знак был размещен, или двукратной стоимости использования соответствующего товарного знака.

Если псевдоним не был зарегистрирован вышеупомянутыми способами, вред, причиненный граждану в результате нарушения его права на псевдоним, может быть возмещен, как по закону, так и в рамках договорных правоотношений (если лицо, которому были переданы соответствующие права по договору, нарушил его условия).

Общие основания возмещения вреда приведены в ст.ст. 151 и 1064 ГК РФ.
Справедливости ради, замечу, что споров, в которых предметом иска является сам псевдоним, не так много. И все они вытекают, скорее, из экономических правоотношений, где имя — это бренд, а бренд — это деньги.

Из «нашумевших» можно привести в пример иск Литягина А.В. к Разиной С.А. Помимо споров в отношении музыкальных произведений, истец заявлял о запрете для исполнительницы использовать псевдоним «группа „Мираж“ и его производные. Определением от 16.01.2014 по делу № 33-66/14 Московский городской суд согласился с доводами истца, причиной чего стало наличие подписанного сторонами лицензионного договора, по которому указанный псевдоним принадлежал Литягину А.В.

Чаще суды рассматривают дела о защите самих произведений, неправомерно используемых и сопряженных с нарушением прав на имя или псевдоним автора, или дела о защите чести, достоинства и деловой репутации вследствие публикации соответствующей информации под вымышленным именем (что бывает гораздо чаще).

В отсутствие договора и иных документов, бесспорно подтверждающих право лица на псевдоним, подтвердить данный факт сложно, особенно, если речь идет об информации, размещенной в Интернете. И даже ответ провайдера о том, по какому адресу зарегистрирован тот или иной IP-адрес компьютера, не может быть стопроцентным доказательством, поскольку указание на адрес не определяет конкретное лицо (апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2015 по делу № 33-33065).

Итак. Гражданин имеет право использовать свое настоящее или вымышленное имя (псевдоним). Иное лицо использовать этот же псевдоним может только с согласия его владельца.

Чтобы защитить свое право на вымышленное имя, его владелец может:
— будучи субъектом предпринимательской деятельности, зарегистрировать в установленном порядке товарный знак;
— если псевдоним представляет собой имя, изменить его в официальном порядке;
— размещать под своими работами знак охраны авторского права (ст. 1271 ГК РФ);
— четко прописать в договоре, кто из его сторон является обладателем права на использование псевдонима, в каких пределах и сроки;
— если псевдоним используется в Интернете, позаботиться о доказательствах того, что он принадлежит конкретному лицу (например, регистрируясь на том или ином ресурсе указывать в регистрационных данных сведения, которые могут подтвердить данный факт). Доказательством также может стать наличие у лица права использования учетной записи, логина и т.д. То есть, пароль и иная информация для доступа, которую получает обладатель учетной записи, использующий логин (псевдоним).

Да 13 13

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Иванова Светлана, Астапов Максим, Бесунова Алёна, Туманов Эдуард, Цыганков Владимир, Ирина, Коробов Евгений, Юлия
  • 25 Мая 2016, 11:20 #

    Уважаемая Светлана Владимировна, спасибо нужную, своевременную за полезную статью! (Y) 
    Вопросы защиты интеллектуальной собственности в нашем сообществе освещаются не слишком часто, но могут быть полезны многим коллегам (handshake)

    +6
  • 25 Мая 2016, 11:48 #

    Уважаемая Светлана Владимировна, спасибо. Интересная тема. Каждый из нас, кто публикуются или  иным способом активно присутствует в Сети должен знать эти правила.

    +5
  • 25 Мая 2016, 12:46 #

    Уважаемая Светлана Владимировна, спасибо за публикацию.
    Думаю, второй вариант (регистрация товарного знака) предпочтительней для того, кто собирается создавать качественный продукт и понимает, что в последствии на раскрученное имя может «положить глаз» кто-нибудь другой.

    А вот просто поменять имя есть смысл только тому, кого родители назвали «Сашей», но он себя ощущает «Алексом».:)

    +2
    • 25 Мая 2016, 13:01 #

      Уважаемая Алёна Александровна, именно так, насколько я помню, решил свою проблему Д. Билан — отсудил право на использование псевдонима, сделав его своим именем. Парочка других звезд поступили также.

      +2
  • 25 Мая 2016, 12:59 #

    Уважаемая Светлана Владимировна,
    Проблема охраны псевдонима заключается в том, что он нигде не регистрируется.
    В настоящее время, лица, желающие «узаконить» свое вымышленное (сценическое, литературное и проч.) имя прибегают, как правило, к одному из следующих способов.

    Во-первых, если под псевдонимом подразумевается имя, но не то, что указано в его свидетельстве о рождении и паспорте, можно внести изменения в записи актов гражданского состояния. В этом случае вымышленное имя станет настоящим, и использовать его можно будет без дополнительных формальностей.
    Во-вторых, псевдоним можно зарегистрировать в качестве товарного знака.
    Оба варианта имеют свои преимущества и минусы.
    В связи с этим вопрос:
    Допустим, гражданин Алексей Пешков решил зарегистрировать свой псевдоним «Максим Горький» как товарный знак.
    После регистрации он получит на этот псевдоним эксклюзивные права.
    Но не будут ли при этом нарушены права гражданина Максима Горького, который никакого отношения к Алексею Пешкову не имеет и носит это имя и фамилию с рождения?

    +3
    • 25 Мая 2016, 13:03 #

      Уважаемый Эдуард Викторович, при регистрации товарного знака существуют ограничения. К тому же, знак регистрируется по определенным видам деятельности. Его защита действует только в этих пределах.

      +3
      • 25 Мая 2016, 13:07 #

        Уважаемая Светлана Владимировна,
        знак регистрируется по определенным видам деятельности. Его защита действует только в этих пределах.а что, если некий Максим Горький решит стать писателем и подписывать свои произведения своим настоящим именем?
        А право на написание литературных произведений под псевдонимом «Максим Горький» уже зарегистрировано за  Алексеем Пешковым?

        +3
  • 25 Мая 2016, 13:52 #

    Уважаемая Светлана Владимировна, а у меня любопытный вопрос по теме обсуждения.

    Я полагаю, что вопрос «когда защищать?» гораздо главнее и сложнее.
    Изложу 2 диспозиции:
    1. Человеку, у которого нет произведений, защищать псевдоним не имеет смысла.
    2. Человек был не признан, «творил в стол». Внезапно стал известен (обычное дело), а авторство не защищено (см. п. 1-й) или занято.
    И сам вопрос: когда нужно автору начинать заниматься вопросом защиты авторства?

    К сожалению, ответ получается простым, как это видно на примере с группой «Мираж».

    +2
    • 25 Мая 2016, 17:18 #

      Уважаемый Владимир Михайлович, псевдоним же есть не только у тех, кто пишет или создает другие произведения. Есть личности, которые зарабатывают на своем имени: участвуют в шоу, появляются на мероприятиях и т.д. Но учитывая ту практику, которую я изучала, борются за его защиту, действительно, люди известные. Вывод, на мой взгляд, такой: если псевдоним планируется использовать, как источник дохода или средство индивидуализации, его защитой следует заняться, как только этот псевдоним «выходит в мир» (публикуется, размещается в сети, активно используется в отношениях с третьими лицами).

      +2
  • 26 Мая 2016, 19:03 #

    Уважаемая Светлана Владимировна, спасибо за информацию

    +3
  • 26 Мая 2016, 20:12 #

    Уважаемая Светлана Владимировна, добавил себе в избранное. Спасибо!

    +2
  • 27 Мая 2016, 10:02 #

    Уважаемая Светлана Владимировна, очень познавательная статья!

    +1
  • 27 Мая 2016, 12:20 #

    Добрый день, коллеги. Рада, что материал оказался полезным.

    +1
  • 29 Мая 2016, 11:57 #

    Уважаемая Светлана Владимировна, как мне кажется, и это было бы важным дополнением к Вашей теме, что одним из способов признания за собой псевдонима, могло бы стать доказательство более ранее его происхождения. Такое доказательство может применяться наряду с доказательством авторства произведения, в котором должно быть указание на использование автором псевдонима. В качестве такого доказательства может выступать письмо — посланное самому себе через почту, через эл. почтовый ящик, оставленное на хранение у нотариуса.

    +2
    • 29 Мая 2016, 13:18 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, более ранее использование, конечно, может быть использовано в качестве доказательства. Однако, если псевдоним регистрируется, то право на него будет принадлежать тому, кто его первым зарегистрировал. Например, подписывается кто «Адвокатесса Сью». Просто подписывается. А кто-то другой чуть позже регистрирует это, как товарный знак. Решение суда будет на стороне того, кто зарегистрировал товарный знак, хотя, он и начал использовать это словосочетание позже.

      +1

Да 13 13

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Как защитить свой псевдоним?» 2 звезд из 5 на основе 13 оценок.

Похожие публикации

Продвигаемые публикации