Однажды и я с этим столкнулась. Пришлось направлять претензию в центральный офис. На следующий день, конечно, оплату приняли, но только после того, как я предъявила оператору ответ из претензионного отдела, из которого следовало, что только плательщик выбирает, как он будет осуществлять платеж: через кассу или терминал.
И, как показывает практика, сомнения многих граждан в безопасности таких сервисов вполне оправданы, поскольку заявлений от пострадавших меньше не становится.
Сначала вы открываете счет в банке, затем оформляете «Мобильный банк» и регистрируетесь в СбербанкОнлайн. Помимо этого, каждый может скачать мобильное приложение, с помощью которого управлять счетом становится еще проще. Но и возможных проблем с каждой новинкой становится все больше.
В одном из случаев, к примеру, заявитель была искренне удивлена, когда получила на свой мобильный телефон сообщение о том, что к ее счету прикреплено устройство «Андроид». То есть, кто-то с помощью мобильного приложения подключился к ее счету и перевел деньги на счет третьего лица (апелляционное определение МГС от 24.06.2016 по делу № 33-24314).
В судебном заседании представители банка утверждали, что никаких нарушений не было. Даже, если заявитель не давала согласия на операции со счетом посредством мобильного приложения, основные данные допуска были у нее (идентификатор и постоянный пароль, которые выдаются при регистрации в системе СбербанкОнлайн).
Правда, банк забыл упомянуть, что порядок выдачи клиентам данной информации давно изменился.
Недавно я меняла свою карту и обнаружила, что при ее замене, к примеру, из-за окончания срока действия предыдущей, данные для доступа в СбербанкОнлайн ничем не защищены. Ни карта, ни чек с идентификатором и постоянным паролем даже в обычный конверт не прячут. То есть, номер вашего счета и данные для входа в систему доступны каждому лицу, находящемуся в служебных помещениях банка.
Разумеется, истица дело проиграла.
В качестве другой причины, по которой «клиент сам виноват», выступают злые вирусы, которыми напичканы мобильные устройства клиентов банка.
По версии представителей банка схема работает следующим образом. Используя интернет, владелец счета цепляет на свое устройство вирус, который при соответствующем запросе пользователя направляет его не на сайт банка, а на его дублер. Клиент банка вводит идентификационные данные, чтобы войти в свой кабинет. В ответ ему с номера 900 приходит пароль. Он его вводит, и злоумышленники получают доступ к его счетам. Как это было, в частности, в деле № 33-9611, по которому 22.03.2016 МГС вынес апелляционное определение, оставившее в силе решение суда первой инстанции, решившей вопрос в пользу банка.
С одной стороны, версия вполне логичная. То же мобильное приложение, как правило, скачивается пользователями на смартфон или планшет. А защита у этих устройств не такая, как на стационарных компьютерах или ноутбуках. И активный пользователь интернета вполне может заразить устройство вирусом.
С другой стороны, суд принимает во внимание только очевидные доказательства:
— наличие требования на перевод денег с одного счета на другой;
— подтверждение платежа установленными способами.
Только в сериалах эксперты отслеживают с какого IP отправляется запрос, с какого он подтверждается, есть ли на устройстве вирус, откуда он там взялся и с его ли помощью вкладчик простился с деньгами.
В реальной жизни, если и проводить подобную экспертизу, стоить она будет огромных денег. И здесь снова появляются проблемы. Первая заключается в том, что ни у каждого клиента банка (особенно, лишившегося в нем своих сбережений) есть достаточная сумма. А вторая сводится к тому, как будет оценивать суд результаты такой экспертизы. Так что, сумма убытков потерпевшего может увеличиться.
Получается, что все риски, связанные с использованием онлайн-сервисов Сбербанка, владелец счета принимает на себя. Если заявитель не сможет доказать, что снятие или перевод денег произошли в результате, к примеру, хакерской атаки или вируса в системе банка (а не в оборудовании пользователя) или при участии сотрудников банка, или из-за проблем с банкоматом, с банка будет снята вся ответственность.