С нехилой инициативой вышел на днях председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, предложив разрешить судам присяжных рассматривать уголовные дела в сфере предпринимательской деятельности.
На текущий момент дела данной категории присяжные рассматривать не могут — считается, что для этого необходимы специальные познания в сфере бизнеса, экономики, бухгалтерского учета и тд.
Передача предпринимательских составов преступления присяжным — бесспорное преимущество для бизнеса, о чем наглядно говорит статистика: в 2019 году судами присяжных вынесено около 25% оправдательных приговоров. Против 1% оправданных профессиональными судьями (без учета дел, рассмотренных в особом порядке).
Но не всё так здорово для бизнеса. Дьявол, как всегда, в деталях. Точнее в судебной практике.⠀
Главный вопрос: какие составы преступлений будут отнесены к ведению присяжных. Все экономические? Или только дела в сфере предпринимательской деятельности? Если второе, то реформу можно с ходу признавать провальной. На практике чисто предпринимательских статей немного и вменяются они крайне редко. Следственным органам гораздо проще использовать свою старую добрую дубину — универсальное кондовое мошенничество (части 1-4 ст. 159 УК РФ).
Практикующим адвокатам хорошо известно, что органы следствия при поддержке прокуратуры и судов в большинстве случаев делают все возможное, чтобы не признавать преступление совершенным в сфере предпринимательства. В частности, не вменять ч. 5 ст. 159. Мотивировка обычно простая: обвиняемый изначально имел умысел на преступную деятельность, а бизнесом занимался лишь для прикрытия.
С таким подходом на суд присяжных можно будет не расчитывать.
Другая неприятность заключается в количестве отмен судебных решений, вынесенных присяжными, в вышестоящих судебных инстанциях. В 2019 году их было около 40%.⠀
Ну и, наконец, нужно учитывать особенности менталитета среднестатистического россиянина, который до сих пор склонен считать бизнесменов людьми нечестными, наживающимися за счёт простых трудяг. Адвокатам придется отнестись к отбору присяжных очень щепетильно.
В общем, вопросов пока много. Следим за развитием событий.