Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео

Здесь я расскажу лайфках как быть, если его величество  следователь опять не в настроении и не желает принимать ваши ходатайства. Скорее это будет лайфхаком для обывателей, так как опытным юристам и адвокатам известен данный способ, но тем не менее поделюсь.

В своей практике я много раз сталкивалась с тем, что следователь/дознаватель отказывается принимать ходатайства. Мотивируя это отсутствием времени, либо просто «Не хочу и не буду. Идите в канцелярию». Канцелярия, скрепя зубами, принимает. Такие же истории я слышала и от своих доверителей и коллег неоднократно.

На прошлой неделе у меня 2 раза отказались следователи МВД принимать ходатайства, при этом указали топать в канцелярию. Все бы ничего, я опять бы подала в канцелярию. Но, на этот раз и в канцелярии карантин, они категорически отказались их принимать. Пояснили: «Пишите письма, мы получим и рассмотрим». Но «Почта России» — это очередная волокита, сроки то идут...

Пошла в дежурку. Те говорят, мы не примем ходатайства, идите к следователю. Мы только заявления о преступлении принимаем. Я говорю — а жалобы принимаете? Он: смотря какие...

Посидела я в отделе, подумала… Ну, и решила написать жалобу по 124 УПК на бездействие, в приложении указала заявляемое ходатайство. Не стала даже утруждать себя росписью, написала, что следователь не принял ходатайство, чем затруднил мне доступ к правосудию.

Дежурный смотрит и говорит — такие не принимаем жалобы. Я говорю: не вопрос, если вам не нравится название «Жалоба на действия (бездействие) в порядке 124 УПК РФ», я могу быстро переписать и обозвать ее заявлением о преступлении. Только 293 и 285 УК РФ добавлю, чтобы явно было заявлением о преступлении.

Поскрипел-поскрипел лейтёха, да и принял жалобу с приложенным к ней ходатайством. 

21.06.2020
41
28
1
Автор публикации
Юрист
Россия, Москва и Московская область, Москва

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (28)
        21 Июня 2020, 22:35 #

        Уважаемый Вадим Иванович, на них и рассчитано) Часто их правами злоупотребляют должностные лица.

        +4
      21 Июня 2020, 23:01 #

      Уважаемая Марина Александровна, есть один старый и безотказный способ (для тех, кто участвует в процессуальных действиях). Вы были у следователя и наверняка подписывали какой-то документ: протокол, уведомление, повестку и т.п.). Так вот, говорите следователю, чтобы оставил побольше места в протоколе для замечаний. Если не сделает это, пишите там, где отведено место для замечаний, и продолжайте далее, не заботясь о красоте протокола. Если следователь рвёт и предлагает уместить ходатайство в два слова, поступайте как в первом случае. Ему первому это надоест. 
      У меня ещё ни одно такое ходатайство, заявление или жалоба не пропали.
      Если в дежурке юлят, то Вы уже изобрели своё изощрение. Я обычно с ходу набираю выщестоящую дежурку и начинаю плакать как резаный ))). Но это было только два раза. Через несколько минут тон общения существенно меняется.

      +12
      Свернуть ветку
        21 Июня 2020, 23:23 #

        Уважаемый Курбан Саидалиевич, спасибо за ответ! В принципе, так всегда и делаю. Но, это в том случае, если дают что либо подписывать. А в этот раз я пришла  лишь только подать ходатайство, но как всегда, у следователя не было времени.

        +4

      Уважаемая Марина Александровна, тут все зависит от дежурного… Может и не принять, порекомендовать следовать все тем же путем:)

      +3
      Свернуть ветку
        22 Июня 2020, 12:43 #

        Уважаемый Максим Юрьевич, в этом случае, как я и писала выше, можно назвать жалобу заявлением о преступлении. Ведь в обязанности дежурного  не входит квалификация преступлений и проведение проверки по заявлениям. Он их только принимает и регистрирует. Если и заявление отказывается принимать, то можно, как и поведал нам  Курбан Саидалиевич, позвонить в Главное Управление и оставить жалобу на дежурного.

        +3

      Уважаемая Марина Александровна, а мне проще даже не ходить к ним лишний раз — все отправляю почтой и времени тратится гораздо меньше и нервов. Самый простой путь- самый лучший. И даже возвращал дело пару раз от прокурора без утверждения обвинительного, когда отправленные почтой ходатайства не были разрешены.

      +11
      Свернуть ветку

        Уважаемый Анатолий Сергеевич, согласен, сейчас почта России даёт хороший вариант — отправлять любое письмо до 5 станиц в формате пдф прямо с телефона (планшета, компьютера), Данная процедура 60 рублей, все всем доходит)!

        +6
        Свернуть ветку
          22 Июня 2020, 17:59 #

          Уважаемый Михаил Меликович, спасибо за совет! Возьму себе на заметку. Слышала об этом способе, но еще не отправляла.

          +2
        22 Июня 2020, 17:51 #

        Уважаемый Анатолий Сергеевич, согласна, что почтой — меньше нервов. Иногда, направляю почтой. Но, как правило, эти недобросовестные сотрудники, которые  не желают принимать ходатайства лично, так же не желают и соблюдают сроки рассмотрения ходатайств, полученных через почту. А когда есть жалоба, по ней и сроки соблюдаются. Эффективно!

        +2
        23 Июня 2020, 22:27 #

        Уважаемый Анатолий Сергеевич, согласен с вами полностью, почтой быстрее и нервы в порядке.

        +1

      Уважаемая Марина Александровна, если речь идёт о МВД, то очень рекомендую подавать ходатайства через их сайт, раздел «обращения граждан». Там можно выбрать вплоть до отдела полиции, в который пойдёт обращение. Всё регистрируется автоматически и исправно доходит до исполнителя.

      +8
      Свернуть ветку
        22 Июня 2020, 17:57 #

        Уважаемый Роман Павлович, спасибо за рекомендацию! В МВД мне, собственно, так и посоветовали сделать, когда перый раз было отказано в приеме ходатайства. Так как в рамках уголовного производства не предусмотрен порядок подачи обращений в электронном виде, то и рассматривали они месяц в порядке 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

        +3
        Свернуть ветку

          Уважаемая Марина Александровна,
          Так как в рамках уголовного производства не предусмотрен порядок подачи обращений в электронном видеИзвините, а какая норма УПК запрещает направлять ходтайства таким образом? Регистрация ходатайства как обращения в любом случае является примером бездействия должностного лица.

          +1
          Свернуть ветку

            Уважаемый Роман Павлович, Вы не смогли бы пояснить Ваше понимание данной смысловой конструкции:
            Регистрация ходатайства как обращенияИли «ходатайство» уже не есть «обращение»? Тогда что же есть «обращение»?

            Свернуть ветку

              Уважаемый Владимир Александрович, применительно к уголовному процессу ходатайство не есть обращение. Ходатайство заявляется
               о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, либо представляемых им лица или организации

              (ст. 119 УПК РФ).
              То есть ходатайство — это просьба, адресованная должностному лицу. В ряде случаев УПК даже лишает следователя, дознавателя, руководителя СО или суд права отказывать в ходатайстве — но на это им всем плевать, как показывает практика.

              Регистрация поступивших ходатайств и жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ в качестве обращений с последующим рассмотрением в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» — это процессуальное мошенничество сотрудников правохоронительных органов. Таким образом они искусственно раздувают себе сроки рассмотрения ходатайств и жалоб: по закону они рассматриваются в срок до 3 и 10 суток соответственно, а обращение можно рассматривать все 30 суток.  В большинстве случаев вопрос просто перестаёт быть актуальным, а прокуратура и суд отказываются признавать незаконным бездействие, связанное с уклонением от рассмотрения ходатайства или жалобы в установленном законом порядке.

              +1
              Свернуть ветку
                26 Июня 2020, 00:05 #

                Уважаемый Роман Павлович, у меня была практика по 125 УПК именно по срокам рассмотрения. Следователь пояснила, что получила ходатайство и через 3-ое суток рассмотрела (по факту ничего она не рассматривала, и только в суде я ознакомилась с ходатайством). После рассмотрения она отдала его в канцелярию. А за канцелярию она ответсвенности не несет… Суд, кстати, в своем постановлении так и указал, что она ответсвенности за канцелярию не несет. Но это уже пусть вышестоящие суды выясняют за что она несет, а за что нет.
                Кроме того, я указала, что она все равно нарушила мои права, так в соотвествии с законом предусмотрено немедленное рассмотрение, и 121 УПК разрешает рассматривать ходатайство до 3-х суток в случае предварительного расследования, однако  у нас была доследственная проверка.
                Посмотрим что скажет кассация…

                +1
                Свернуть ветку

                  Уважаемая Марина Александровна, в таком случае я бы копию протокола судебного заседания направил руководителю вышестоящего следственного органа для проведения служебной проверки. Думаю, сотрудники канцелярии быстро и недвусмысленно объяснят, кто и когда что сдал.

                  +1

                Уважаемый Роман Павлович, я вот никак не могу определиться: то ли Вы ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» невнимательно читали, то ли сознательно «передергиваете»?
                Ну нет ни в одном законе определения, что такое  «ходатайство»...
                «Жалоба» есть. И еще два вида обращений. Но «ходатайства» нет!
                А раз нет, то и заявляться «ходатайство» не может...

                -1
                Свернуть ветку

                  Уважаемый Владимир Александрович, вам ежели что-то непонятно, вы задавайте вопросы, не стесняйтесь. В противном случае получается, как в вашем комментарии — антинаучная ересь.

                  Я вам напомню, что обсуждаемая публикация касается уголовного процесса, в котором ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» неприменим.

                  Определение ходатайства раскрыто в статье 119 УПК РФ — к слову, я на неё ссылался в предыдущем комментарии, даже цитату привёл. Кто там говорил про невнимательное чтение и передёргивания?

                  Далее — вы удивитесь, но УПК имеет бОльшую юридическую силу, чем федеральные законы. Часть 1 ст. 7 УПК РФ:
                  Суд, прокурор, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу.В общем, исключительной формой обращения к должностному лицу в уголовном процессе является ходатайство. Порядок его рассмотрения установлен статьями 119-122 УПК РФ и также является «эксклюзивным» для уголовного процесса. Ходатайство, заявленное в рамках УПК, разрешается немедленно, если это невозможно — в срок не более трёх суток. Точка. Как я уже неоднократно говорил, попытки зарегистрировать и рассмотреть ходатайство в порядке, установленном для обращений — это процессуальное мошенничество.

                  Если что-то непонятно — задавайте вопросы и не позорьтесь.

                  +1
                  Свернуть ветку

                    Уважаемый Роман Павлович, мне весьма жаль, что Вам неизвестно о том, что специальные норма права имеют приоритет над общими нормами.
                    Поэтому, применительно к данной ситуации, закон, который определяет порядок рассмотрения обращений граждан, будет являться специальной нормой права, а УПК — только общей.
                    Наверное, по этой причине юристы шуточно делятся на «красивых»-уголовников и «умных»-цивилистов.
                    Но ведь в каждой шутке только доля шутки…

                    -1
            25 Июня 2020, 23:51 #

            Уважаемый Роман Павлович, нормами УПК не запрещено направлять ходатайства через интернет. А вот порядок приема обращений указан на сайте МВД. Согласно этому порядку все обращения рассматриваются в соответсвии с  Федеральным закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
            В соответсвии с ч.1 ст. 12 59-ФЗ, Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматриваетсяв течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. 
            Согласно ч.2 ст. 1 59-ФЗ,  Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан,за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

            То есть 59-ФЗ не предусмотрено рассматривать обращения, которые регулируется иными ФЗ.
            Но все же они рассмотрят ходатайство, но на это уйдет 30 дней, а это очень долго...

            +1
            Свернуть ветку

              Уважаемая Марина Александровна, обратите внимание на пункт 124 Инструкции, на которую сделана ссылка:124. Жалобы, поступившие в порядке статьи 124 УПК, ходатайства по уголовным делам, находящимся в производстве органов предварительного следствия и дознания системы МВД России (например: об ознакомлении с заключением эксперта; о приобщении доказательств; о дополнительном допросе лиц), регистрируются и учитываются в порядке, установленном Инструкцией, рассматриваются в соответствии с требованиями УПК и приобщаются к материалам уголовного дела. Гражданин информируется о результатах рассмотрения ходатайства. В графе учетной формы об исполнении проставляется отметка «Приобщено к уголовному делу № ___».-------------------------------- В соответствии со статьей 119 УПК — просьба участников досудебного уголовного судопроизводства и лиц, права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного производства, о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство.Не стесняйтесь тыкать правохоронителей в их же собственные ведомственные нормативные акты )

      Уважаемая Марина Александровна, какая Вы молодец! Спасибо за совет :)

      +1
      Свернуть ветку
      22 Июня 2020, 20:00 #

      Уважаемая Марина Александровна,
      Канцелярия, скрепя зубами, принимает. до туда еще нужно дойти — не факт, что пустят в принципе. 
      Начало общения со следователем ст. 124 УПК РФ — вполне оправданный ход.

      +2
      Свернуть ветку
        23 Июня 2020, 14:41 #

        Уважаемый Константин Сергеевич, следователи явно не в восторге от этого, но если по другому никак не получается, то приходится через жалобы отстаивать свои права.

        +1
      26 Июня 2020, 23:56 #

      Здравствуйте Марина Александровна,. Не думаю, что ваш метод действенный. Ваше заявление о совершенном преступлении следователем МВД, вместе с вашим ходатайством направят в следственный комитет. И результата (чтобы ходатайство довели до следователя) вы не достигнете.

      +1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Судебная практика
Что делать, если следователь препятствует обвиняемому заключить контракт с Министерством обороны?
Адвокат
Безуглов Александр Александрович
23 Июня 2025, 15:09
Личные блоги
Что делать, если банк заблокировал счет по 115-ФЗ? Причины и рекомендации из практики адвокатов
Адвокат
user56421
14 Февраля 2022, 16:52
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать, если дознаватель намекает на интим?
Энтузиаст
anonym
20 Апреля 2005, 14:07
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если СК не согласовывает не согласовывает ремонт по КАСКО.
strop2013
24 Декабря 2014, 07:02
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если есть подозрение на покушение родственника на имущество.
lagunasokrovisch
28 Мая 2013, 17:58
Статьи
Что делать, если один из родителей не дает согласие на выезд ребенка за границу?
Адвокат
Изосимов Станислав Всеволодович
25 Мая 2019, 21:13
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если автомобиль в розыске(в аресте)Дело передали в суд.Что делать если автомобиль в розыске(в ...
user255009-qu
18 Марта 2019, 18:27
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если начальник назвал меня свиньей?
vania
26 Декабря 2011, 15:36
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать, если в жилом доме поселилась секта
yulevna48
14 Июля 2013, 02:09
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если приставы не работают
m-soltanova-qu
11 Ноября 2013, 20:44
Судебная практика
Что делать, если следователь препятствует обвиняемому заключить контракт с Министерством обороны?
Адвокат
Безуглов Александр Александрович
23 Июня 2025, 15:09
Личные блоги
Что делать, если банк заблокировал счет по 115-ФЗ? Причины и рекомендации из практики адвокатов
Адвокат
user56421
14 Февраля 2022, 16:52
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать, если дознаватель намекает на интим?
Энтузиаст
anonym
20 Апреля 2005, 14:07
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если СК не согласовывает не согласовывает ремонт по КАСКО.
strop2013
24 Декабря 2014, 07:02
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если есть подозрение на покушение родственника на имущество.
lagunasokrovisch
28 Мая 2013, 17:58
Статьи
Что делать, если один из родителей не дает согласие на выезд ребенка за границу?
Адвокат
Изосимов Станислав Всеволодович
25 Мая 2019, 21:13
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если автомобиль в розыске(в аресте)Дело передали в суд.Что делать если автомобиль в розыске(в ...
user255009-qu
18 Марта 2019, 18:27
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если начальник назвал меня свиньей?
vania
26 Декабря 2011, 15:36
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать, если в жилом доме поселилась секта
yulevna48
14 Июля 2013, 02:09
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать если приставы не работают
m-soltanova-qu
11 Ноября 2013, 20:44
Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам

Рейтинг публикации: «Что делать, если следователь/дознаватель отказывается принимать ходатайство » 5 звезд из 5 на основе 50 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Защита директоров и собственников. Субсидиарка. Банкротство. Налоги. КИИ. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на портале. Сопровождение и защита бизнеса. В том числе онлайн по всей России | @fishchuk_pravo
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
Разместить свою визитку
Другие публикации автора
Похожие публикации
Что делать, если следователь препятствует обвиняемому заключить контракт с Министерством обороны?
Судебная практика, 23 Июня 2025, 15:09 23 Июня 2025, 15:09
Что делать, если банк заблокировал счет по 115-ФЗ? Причины и рекомендации из практики адвокатов
Личные блоги, 14 Февраля 2022, 16:52 14 Февраля 2022, 16:52
Что делать, если дознаватель намекает на интим?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 20 Апреля 2005, 14:07 20 Апреля 2005, 14:07
Что делать если СК не согласовывает не согласовывает ремонт по КАСКО.
Вопросы и ответы онлайн (архив), 24 Декабря 2014, 07:02 24 Декабря 2014, 07:02
Что делать если есть подозрение на покушение родственника на имущество.
Вопросы и ответы онлайн (архив), 28 Мая 2013, 17:58 28 Мая 2013, 17:58
Что делать, если один из родителей не дает согласие на выезд ребенка за границу?
Статьи, 25 Мая 2019, 21:13 25 Мая 2019, 21:13
Что делать если автомобиль в розыске(в аресте)Дело передали в суд.Что делать если автомобиль в розыске(в ...
Вопросы и ответы онлайн (архив), 18 Марта 2019, 18:27 18 Марта 2019, 18:27
Что делать если начальник назвал меня свиньей?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 26 Декабря 2011, 15:36 26 Декабря 2011, 15:36
Что делать, если в жилом доме поселилась секта
Вопросы и ответы онлайн (архив), 14 Июля 2013, 02:09 14 Июля 2013, 02:09
Что делать если приставы не работают
Вопросы и ответы онлайн (архив), 11 Ноября 2013, 20:44 11 Ноября 2013, 20:44
Продвигаемые публикации