После самоизоляции количество личных банкротств возросло в 2 раза. Разберёмся в причинах с арбитражным управляющим Диной Зайцевой.
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в июне текущего года суды признали банкротами 11,5 тыс. граждан России, в том числе индивидуальных предпринимателей. Данная цифра в 2,2 раза превышает показатели прошлого года. С 2015 года — с момента возникновения нормы о банкротстве физлиц — не припомню настолько рекордного всплеска рассмотренных дел о финансовой несостоятельности ни в одном месяце.
Почти 43 тысячи россиян стало банкротами на первые 6 месяцев этого года, эта цифра – вполне себе среднестатистический провинциальный город России. В основе динамики, на мой взгляд, — два фактора: резкое снижение доходов населения и закрытые суды в связи с самоизоляцией на фоне коронавируса.
Первая причина – обнищание населения.
Логично, что первыми под удар попали туризм, гостиничный сервис, общепит, сфера услуг, образование, культура, транспортные перевозки. Но если ряд отраслей смог перейти в онлайн (образование, например), а сфера услуг вышла на работу в числе первых при снятии ограничений, то 70-90% фитнес-клубов эксперты называют разные цифры) ожидаемо закрывается из-за аренды, простоя огромных площадей, зарплаты сотрудников, заморозки абонементов и последующего недополучения прибыли. Ивент-индустрия и культура раздавлены — сотни тысяч занятых в этой сфере, в том числе индивидуальные предприниматели. Ожидается до 9 млн безработных на рынке труда, которым не хватит вакансий. Цифра страшная.
Однако банкротство – длительный процесс, и осязаемые итоги мы получим в конце зимы 2021 года. Те, кого признали банкротом уже сейчас или те, в отношении которых запущен механизм банкротства, по большому счёту, — физлица или компании, которые лишились доходов накануне или в первый месяц самоизоляции. Более эпичная история банкротств в России развернётся несколькими месяцами позднее.
Вторая причина не столь очевидна, но она основная — следствие ограничений по проведению судебных заседаний, введенных на фоне пандемии коронавируса. Иными словами, суды были закрыты, а дела накопились. Так, с 19 марта по 11 мая банкротные дела компаний и граждан рассматривали гораздо реже. Вернувшись к стандартному режиму работы, суды компенсировали эти пробелы.
Уверена, что до конца 2020 года в банкротных процессах будут превалировать доковидные факторы: отложенный спрос, повышение информированности граждан, наработка технологий управляющими и практики судами. Конечно, не все несправившиеся заёмщики пойдут банкротиться, но цифра в 4,5 тыс. юрлиц-банкротов за 6 месяцев очень красноречива.
С апреля 2020 года запущены госпрограммы поддержки заемщиков, попавших в трудное финансовое положение из-за коронавируса. Банки и МФО предоставляют своим клиентам кредитные каникулы и реструктуризацию по новому Федеральному закону 106-ФЗ и собственным программам. Как сообщает Цетробанк, кредиторы реструктурировали обязательства 1,3 млн россиян. Эта сумма — почти на 590 млрд руб. 213 тыс. человек получили кредитные каникулы. Картина меняется очень быстро, и многое будет зависеть от дальнейших шагов правительства.