Верховный Суд в Постановлении Пленума от 18 мая 2023 года № 11 переосмыслил понятие самовольного оставления части. Теперь за безобидную СМС-ку можно получить почти двойной срок.
В чём разница между самовольным оставлением части и дезертирством?
Самовольное оставление части (СОЧ) или места службы, под которым также понимается неявка в срок без уважительных причин на службу, зависит от срока, в течении которого военнослужащий уклоняется от прохождения военной службы. Соответственно, различаются и наказания: чем продолжительнее срок отсутствия на службе, тем более строгое наказание предусмотрено ст. 337 УК РФ.
Под дезертирством (ст. 338 УК РФ) понимается самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях. То есть дезертирство не зависит от продолжительности уклонения от военной службы. Поэтому главное различие – в намерениях и целях уклонения от военной службы. При СОЧ военнослужащий желает лишь временно уклониться от военной службы (или, как обычно указывают в приговорах, «праздно провести время», и по истечении определенного срока возвратиться в часть, а при дезертирстве – вовсе уклониться, то есть более никогда на военную службу не возвращаться.
Как понять, что военнослужащий совершил дезертирство, то есть решил вовсе не возвращаться к месту службы?
Об умысле на дезертирство могут свидетельствовать приобретение или изготовление подложных документов, например, военного билета с отметками о прохождении службы, или документов об отсрочке. Особое внимание – на порядок взаимоотношений с государственными органами – достаточно скрыть факт прохождения военной службы, скажем, при задержании правоохранительным органом.
На практике, суды считают дезертирством такие, казалось бы, невинные факты, как
- устройство на работу, в том числе и неофициально;
- покупка недвижимости без регистрации по месту жительства;
- и даже заключение брака.
Ужесточение уголовной ответственности за самовольное оставление части и дезертирства в период мобилизации и военного времени.
Федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ были приняты поправки в Уголовный кодекс РФ, которые значительно ужесточили наказание за СОЧ и дезертирство. Так, если ранее за самовольное оставление части продолжительностью свыше одного месяца предусматривалось наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, то эти же действия в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Такая же ситуация и с дезертирством: сроки лишения свободы увеличились с семи лет в мирное время, до пяти – пятнадцати в военное время
Новый взгляд на сроки самовольного оставления части.
Как мы уже выяснили, при СОЧ всё зависит от сроков. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, иногда пользовались тем, что СОЧ начинается только после 10 суток отсутствия в части, и «играли в десяточку»: 9 суток отсутствия, потом прибытие в часть, после чего снова 9 суток отсутствия.
Но такая ситуация продолжалась недолго: ещё в далёком 2008 году Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что если военнослужащий временно появляется в расположении части без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению, либо не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается.
Конечно, при умном и осторожном поведении можно и нужно учитывать эти разъяснения, и их можно даже законно преодолевать. Но нас интересует другое: по сути, разъяснения Верховного суда РФ расширительно толкуют сроки уклонения от прохождения военной службы, делают их размытыми и неопределёнными.
Теперь от сроков самовольного оставления части может ничего не зависеть.
18 мая 2023 года Пленум Верховного суда РФ утвердил Постановление № 11
«О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы»,
в соответствии с которым разъяснил:
Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных соответствующими частями ст. 337 УК РФ, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла лица, уклонившегося от военной службы. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может быть меньше установленной в соответствующих частях указанной статьи, например, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составлять менее двух суток.
Что это означает на практике?
Это означает то, что сроки уклонения от военной службы нивелированы, и теперь даже после очень кратковременного отсутствия на службе можно получить обвинение в более тяжком преступлении. Конечно, как это впоследствии будет трактоваться судами, покажет время. Но можно и пофантазировать.
Например: Военнослужащий отсутствует на службе 11 дней (до одного месяца), и его задерживают. Предусмотренное наказание – лишение свободы на срок до трёх лет, а в военное время – до пяти лет. НО в период СОЧ военнослужащий отправил своей подруге смс сообщение, что-то вроде: «…я щас дома, приходи если чё, я тута ещё пару месяцев зависать буду …». По сути, обозначил своё намерение уклоняться от военной службы более, чем на месяц. Вот теперь уже его действия будут квалифицироваться как покушение на СОЧ свыше 1 месяца, где наказание до пяти лет лишения свободы, а в военное время – от пяти до десяти.
Одна отправленная смс-ка, и срок увеличивается почти вдвое (согласно ч.3 ст. 66 УК РФ не более 3/4). А может, я сильно сгущаю краски?
Судебная практика
В 2023 году по ст. 337 УК РФ и ст. 338 УК РФ в Ростовской области, в Ростовском-на-Дону гарнизонном военном суде и Новочеркасском гарнизонном военном суде находятся больше десятка дел, часть из них рассмотрена.
Вот пример:
20 дней самоволки, ➡️ 2 года лишения свободы.
А вот Самарский гарнизонный военный суд только что, 19 мая 2023 года приговорил рядового по части 5 ст. 337 УК РФ к 6 годам реального лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, как и просило обвинение.
Сайт:
Военный адвокат