Приветствую Вас Уважаемые коллеги, друзья и все читатели моих публикаций!
Социальная защита ветеранов боевых действий со стороны государства была во все времена актуальна. Афганистан. Первая и вторая чеченские войны. СВО. При таких обстоятельствах по другому быть не может. С голубых экранов и иных информационных источников мы видим и слышим о необходимости безусловного уважения прав данной категории наших граждан, необходимости защиты этих прав.
Мы можем наблюдать, как осуществляется административный и уголовно – правовой надзор со стороны государства в отношении действий граждан, которые не согласны с политикой использования и применения Вооруженных Сил РФ в настоящее время и выражают свое несогласие тем либо иным физическим действием.
Безусловно, указанные действия со стороны государства носят определенные охранительные функции направленные на благо военнослужащих, среди которых значительная часть являются ветеранами боевых действий. Указанные охранительные функции по мнению автора носят не материальный характер.
А как у нас осуществляется социальная защита ветеранов боевых действий? Т.е. как реализуется функция материального характера, касающаяся социального благополучия ветеранов? Декларации – декларациями, но давайте посмотрим как обстоят дела у нас в реальности.
Разберемся – совпадает ли декларирование прав ветеранов боевых действий и их реальное наличие, в части социальных мер поддержки? Тут же стоит отметить, что под «социальной мерой поддержки», следует понимать поддержку от имени и за счет государства.
Определим, куда законодательно двигался вектор объема этих социальных прав. Увеличивался? Оставался на одном и том же уровне? Или уменьшался? Для этого сравним две редакции Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ. Действующей и недействующей (одной из них).
Проведем анализ ст. 16 «Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий».
Открываем правовую систему и смотрим данную статью. Итак, изначально Закон в пункте 1 содержал 18 пунктов мер социальной поддержки ветеранов боевых действий. Из них 8 пунктов утратили силу. Существенно.
Может Законодатель количество заменил на качество мер социальной поддержки? Анализируя две вышеуказанные редакции Закона становится очевидно, что те- 10 оставшихся подпунктов мер социальной поддержки практически не изменились. Если изменились, то стали более запутанными. Во всяком случае они не содержат больший объем льгот (мер социальной поддержки), чем было в предыдущей редакции Закона.
А что же Законодатель у нас исключил из мер социальной поддержки ветеранов боевых действий? (Пишу о редакции № 11 от 29.06.2004 г. недействующей и редакции действующей № 69 от 28.04.2023 г.) именно о подпунктах пункта 1, ст.16 ФЗ «О ветеранах»).
Утратил силу п.п.2:
-получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Это была очень хорошая и сильная , и что не мало важно, экономическая мера поддержки ветеранов боевых действий (далее — ВБД). Материальная.
Утратил силу п.п. 3:
-первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;
В действующей редакции закона п.п. 3 выглядит так:
«Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации»;
На практике кто-то из граждан- ВБД смог воспользоваться данной льготой, а кто-то и на мой взгляд их большинство не смог, из — за бюрократических проволочек в регионах и существенной оговорки – «нуждающимся в улучшении жилищных условий».
По факту, встать на учет в органе местного самоуправления как «нуждающийся в улучшении жилищных условий» это еще та, очень и очень, долгая и непростая история. Учетную норму жилой площади в соответствии со ст.50, 51 ЖК РФ и критерий нуждаемости определяют органы местного самоуправления. В каждом регионе критерии разные. Допустим в Нижневартовске, дума города установила, что учетная норму жилой площади составляет 12 кв.м.
Т.е. если вы проживаете (скажем по соц.найму) или владеете жилым помещением большей площадью, то эта льгота «мимо вас». Порядок предоставления за счет федерального бюджета ветеранам боевых действий жилого помещения, также содержится ст.23.2 рассматриваемого Закона.
Граждане ВБД помолодели и мало кто из них встал на учет до 01.01.2005 г. Полагаю, что данная льгота в действующей редакции, в отношении граждан которые недавно приобрели или приобретут статус- ВБД, работать практически не будет. В том числе из –за бюрократизма в «институте по установлению критерия нуждаемости».
Утратил силу п.п. 4:
-безвозмездное предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
Тоже весьма печальная утрата, в законе была прописана отличная льгота, гарантирующая сохранение права на жилье гражданину- ВБД.
Утратил силу п.п. 9:
-бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В настоящее время стоимость качественных лекарств весьма существенна. С учетом того, что состояние здоровья гражданам- ВБД приходится восстанавливать длительное время, при этом зачастую использовать дополнительные платные лекарства, эта льгота была крайне и крайне важной.
Утратил силу п.п.12:
-при наличии медицинских показаний первоочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
Здесь интересный момент. Автор в свое время ( относится к категории граждан- ВБД), использовал данную льготу. Бесплатные санатории откровенного восторга не вызывали, ни качеством лечения, ни качеством бытовых условий в соответствующих санаториях. У нас в регионе большинство граждан — ВБД в соответствующем социальном учреждении отказались как от бесплатных путевок, так и от бесплатной мед.помощи (в том числе протезирования и лечения зубов).
Причина - качество этих бесплатных услуг. Взамен получили определенную денежную компенсацию, которая сейчас составляет около 3 200 – 3 300 руб. ежемесячно, в которую также включена денежная выплата предусмотренная ст.23.1. Закона в сумме 1699 руб.
Утратили силу п.п.13, 14, 15 — это:
-бесплатный проезд ветеранов боевых действий на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
-бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов ветеранов боевых действий, имеющих ранение, контузию или увечье, либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта;
Это были замечательные меры социальной поддержки. К слову сказать, они были «монетизированы» и плавно перешли в те-же 3 300 руб. ежемесячной компенсации, о которой я писал выше. Т.е. по факту эти льготы уничтожены.
Интересна льгота в п.17. недействующей редакции:
-бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения;
В действующей редакции она выглядит так:
— профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.
Законодатель, на мой взгляд переложил финансовое бремя реализации этой льготы на работодателя, снизив так сказать, нагрузку на бюджет. Более того, указанная льгота может оказаться и «медвежьей услугой». Ведь работодатель понимая, что если он примет на работу гражданина — ВБД, то в случае чего, у него есть обязанность платить за обучение работника — ВБД. Полагаю что у работодателя может возникнуть мысль: «А может вообще рассмотреть другую кандидатуру?».
Утратил силу п.п. 18:
-прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.
В действующей редакции нет даже «усеченной» версии данной меры социальной поддержки. Почему отменили? Все мы знаем стоимость платных образовательных услуг. Ничто так не адаптирует с гражданской, социальной жизни, как возможность ветеранам БД обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Учеба по желаемой профессии всегда полезна, захватывающа.
Смею полагать, что обучение – это очень хороший способ реабилитации и возможность более «плавно» влиться в мирную, гражданскую жизнь. Общение в кругу единомышленников — студентов, получение новых знаний, перспектив, что может быть лучше для социальной адаптации? Но увы.
Эта статья не критика, это статья — сухая аналитика. Оставшиеся льготы в рассматриваем законе, в большей своей части формальны и не имеют особой ценности. ( Например: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков или преимущественное пользование всеми видами услуг организаций связи, организаций культуры и физкультурно-спортивных организаций, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта- разве с этим имеются проблемы?)
Одни из самых полезных, социально и экономически значимых мер социальной поддержки в действующей редакции закона – отменены.
Мой Вывод:
Динамика мер социальной поддержки Законодателем в отношении граждан – ветеранов боевых действий отрицательная. Наиболее социально и экономически значимые меры поддержки начиная с 2004 -2005 годов постепенно отменялись. До настоящего время остались формальные и «пустые» меры поддержки которые по сути не могут принести больших благ и пользы, чем те, которые отменены. Отмечу, это мое сугубо личное мнение.
Декларационные призывы идущие из СМИ и фактические действия Законодателя в вопросе личного социального обеспечения в отношении ветеранов боевых действий- не совпадают. Почему? Предлагаю читателю самому подумать и сделать выводы. Стоит отметить и хочется верить в то, что нельзя исключать возможности расширения социальных гарантий в отношении рассматриваемой категории граждан, и возврату рассматриваемого Закона в первоначальное, «не усеченное», состояние.
Благодарю за внимание к публикации.