Целый ряд Кодексов Российской Федерации подробно разъясняют кто такие законные представители. И, прежде всего, это Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
Согласно ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации законными представителями несовершеннолетнего указываются, прежде всего, его родители.
Согласно ст. 52 ГК РФ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законными представителями признаются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
По смыслу ст. 28 ГК РФ законными представителями несовершеннолетних признаются родители, усыновители или опекуны.
На первый взгляд мы наблюдаем, что вопрос законного представительства урегулирован со всех сторон и никаких разъяснений не требуется. Что может быть проще из всех вопросов юридического характера? Вы уверены?..
А теперь перейдём к сути данного вопроса.
В своё время специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа находились в системе уголовного исполнения наказания. Но, впоследствии, учитывая, что несовершеннолетние лица, содержащиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа несовершеннолетние не достигли возраста уголовной ответственности, такие учреждения перевели в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Следующим шагом подобной «реформы» стало исключение из Закона о профилактике безнадзорности и профилактики несовершеннолетних нормы о том, что подобные учреждения являются законными представителями несовершеннолетних на период нахождения последних в таких учреждениях. И «вишенкой на торте» явился третий шаг «реформы» — передача региональных министерств и департаментов образования из ведения Минобрнауки РФ в Министерство Просвещения РФ.
В результате подобных манипуляций российских законодателей (того самого «бешенного принтера») с подачи неких «общественников» родители несовершеннолетних стали отказывать в исполнении решения суда о помещении их «безусловно ничего не совершившего чада» под надзор специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, так как «только родители, усыновители или попечители являются законными представителями несовершеннолетнего, а, значит, имеют право не исполнять решение суда». А, значит, «ст. 315 УК РФ на них не распространяется». В тех же случаях, когда удаётся всё-таки поместить несовершеннолетнего под надзор учреждения вышеуказанного типа, стали жаловаться на то, что специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа обрабатывает персональные данные помещенных под надзор учреждения несовершеннолетних без согласия их законных представителей и при этом сами же родители отказываются давать согласие на обработку персональных данных своих детей, помещенных под надзор данного учреждения.
В итоге дошло до того, что убедили директоров специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в том, что они должны руководствоваться исключительно Законом о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а на Гражданский кодекс Российской Федерации наплевать, его можно игнорировать и не соблюдать.
Казалось бы, при чем тут Гражданский кодекс Российской Федерации, когда речь идёт «о законных представителях, что регулируется семейным правом, а в случае с СУВУЗТ ещё Законом о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?..
Гражданский кодекс РФ в данном случае имеет самое прямое отношение к рассматриваемому случаю в силу наличия в нём ст. 35 ГК РФ.
Согласно п. 4 ст. 35 ГК РФ, его смыслу, законными представителями несовершеннолетних (опекунами и попечителями) как недееспособных или не полностью дееспособных граждан могут являться также и образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в случаях, когда несовершеннолетние помещены в такие организации под надзор.
Исходя из изложенного пункта специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как образовательные учреждения (только особого вида) в период, когда в них находятся несовершеннолетние, помещенные по решению суда под надзор этих организаций (раз родители не организовали должный контроль и надзор за своим ребенком, что является составной частью воспитания ребенка среди прочих составных частей воспитания и обучения), являются законными представителями таких несовершеннолетних на весь период срока, который присужден для нахождения несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
Коллеги, а как считаете Вы? Верны ли такие выводы или нет?