На днях перебирал свои материалы и обнаружил довольно интересный материал ещё со времен работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (относится к министерству труда и социальной защиты), когда проживал и практиковал не в Екатеринбурге, и даже не в Кемеровской области, а ещё в Красноярском крае, некое ЗАТО Зеленогорск, почти 15 лет назад. Это уже потом было профессиональное училище (относится к министерству образования) и уже совсем недавно в одном очень печально известном СУВУЗТ Свердловской области (относится к министерству просвещения).
В результате разбора этого материала и появилось сравнение первого и последнего учреждения. Тем более, что с точки зрения сегодняшнего дня появилась мысль «Какой же я был всё-таки наивный в период работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (сокращенно – СУВУЗТ). Но всё по порядку.
В том самом СРЦН существовал такой формат обязанностей юриста как юридический практикум для воспитанников данного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. И одной из тем юридического практикума (для желающих ознакомиться прикрепляю текст одной из тем, доступный для участников высокопрофессионального юридического сообщества Праворуб с PRO-аккаунтом) была тема «Правонарушение несовершеннолетнего и учреждения закрытого типа для несовершеннолетних»). Суть темы – показать последствия совершения несовершеннолетним лицом правонарушения для него самого. А одним из последствий как раз и является помещение несовершеннолетнего, совершившего наказуемое деяние, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (сокращенно- СУВУЗТ), куда такой несовершеннолетний попадает из Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (сокращенно – ЦВСНП).
На момент работы в СРЦН несовершеннолетние правонарушители попадали в СУВУЗТ по линии уголовно-исполнительной системы, так как отсутствовал Кодекс административного судопроизводства. И, соответственно, насколько помнится, был риск дальнейшего попадания в воспитательную колонию путем перевода, если не станет исправляться. С последним могу ошибиться, но, тем не менее, это «предупреждение несовершеннолетним» вошло в тему юридического практикума. Но всегда для помещения в СУВУЗТ требовалось постановление судьи или (на тот период) приговор суда.
Это сейчас уже разделяю нюансы ЦВСНП, СУВУЗТ, СУВУОТ (специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа), воспитательная колония. Можно было бы сюда отнести и СРЦН, учитывая, что в данное учреждение попадают в том числе дети с девиантным поведением, к чему относится и противоправное поведение, но всё-таки это несколько иной род учреждения. Для каждого свой возраст, свои причины попадания, свои условия содержания. Но на тот момент цель заключалась в профилактике противоправного поведения, предупредить о более тяжких последствия девиантного поведения, если оно приводит к правонарушению или, более того, к преступлению.
Что касается специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, где отработал этой весной ровно месяц (может быть работал бы там и по сегодняшний день, но я не терплю, когда не хотят видеть возможностей разрешения практически нерешаемых вопросов и не хотят слышать юриста, ибо есть случаи, когда ситуация абсолютно не регулируется напрямую ни основным для соответствующей деятельности законом, ни даже Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с чем приходится находить хоть что-нибудь соответствующее казусу для применения по аналогии закона либо по аналогии права), то в настоящее время в такие учреждения помещают лиц через административное судопроизводство (в КАС РФ есть даже отдельная глава на эту тему). И проблем в этих учреждениях по самым разноплановым вопросам, что говорится «конь не валялся», учитывая, что государство эти учреждения создало и далее «бросило», абсолютно не желая заниматься такими учреждениями, чему доказательство фактически нулевая законодательная база по таким учреждениям.
Существует обывательское мнение, что в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа попадают несовершеннолетние, укравшие «парочку шоколадок». Если бы это было так, то несовершеннолетних на улице почти бы не осталось. Не за «пару шоколадок» сюда попадают, а за куда более серьёзные деяния. Тем более, что даже самая дорогая шоколадка, даже если их две и обе они ручной работы, не достигнет суммы для уголовной ответственности. Самым страшным случаем, с которым сталкивался, это, если говорить юридическим языком «умышленное убийство женщины, злоупотребляющей алкоголем, совершенное особо жестоким способом из хулиганских побуждений группой малолетних лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, по предварительному сговору», а если простым языком – несколько малолетних напали на алкоголичку, облили бензином и сожгли её, что говорится «просто так». Есть, конечно, и не такие особо жестокие случаи.
Таким образом, если бы вновь столкнулся с необходимостью юридического практикума, то данную тему практикума раскрыл бы более подробным образом и даже растянул бы на несколько занятий.
Что касается подобных учреждений, то остаётся пожелать, чтобы в них научились не только слушать, но и прислушиваться к мнению. Тем более, что, повторюсь, государство и де-факто и де-юре бросило данные учреждения (имею в виду СУВУЗТ и СУВУОТ) на произвол судьбы, что даёт повод для следующего произвола правоохранительных органов в отношении данных учреждений и их руководства.
Используемые сокращения:
КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
СРЦН – Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
ЦВСНП – Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей
СУВУЗТ – Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
СУВУОТ – Специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа