И чем меньше теория будет расходиться с практикой, чем точнее она будет отвечать действительно современности гуманитарных наук, чем качественнее будут формироваться способности студента к мышлению, которое должно быть у каждого «готового» юриста (есть общие черты, которые касаются всех разновидностей юристов, так и частные – которые соответственно необходимы судьям, адвокатам, прокурорам и т.д.), тем выше будет цениться отечественная юридическая школа в высших учебных заведениях.
А главный критерий качества юридического образования – практика. Что общество получает на практике – каких юристов, с точки зрения качественной? С количественной точки зрения, на рынке юридических услуг сейчас переизбыток – в различных маркетинговых исследованиях динамика прослеживается отчетливо и практически идентично и расхождения в оценках не сильно разнятся.
Потребителю (клиенту, доверителю) нужна качественно оказанная услуга (юридическая помощь), которая заключается в максимально благоприятном исходе дела для клиента.
Юристу, оказывающему услугу или юридическую помощь, если это адвокат, важно не только отработать вознаграждение, но и также максимально приблизить благоприятный исход дела – ведь от этого зависит его имидж как профессионала. Не обещать, а сделать всё возможное (законными методами, естественно) для благоприятного исхода и достижения цели клиента.
Однако ввиду несовершенства деятельности юристов, которое зачастую определяется характером и качеством работы различных государственных органов (деятельности судов, следствия, прокуратуры и т.д., которые сами страдают от застандартизированности, нездоровой забюрократизированности и тенденцией «от честного выполнения обязанностей к культуре примата чинопочитания», которая формируется самими профессиональными сообществами этих представителей юридической профессии и отношениями внутри него, с существующей неизбежно и законодательно установленной иерархией, а также опять-таки, несовершенным законодательством и т.д.), критерии качества услуг или юридической помощи остаются оценочными.
Есть определенные договорные функции, которые должны выполняться юристом или адвокатом, и договор о предоставлении юридических услуг (или соглашение об оказании юридической помощи) является главным мерилом. У адвокатов есть еще мерила: КПЭА и рекомендации соответствующих органов адвокатского самоуправления, что является голосом «в пользу» адвокатуры, в отличие от оказания юридических услуг в рамках коммерческой фирмы. Адвокатура – благодаря ее некоммерческой форме, несмотря на присутствие некоторых элементов, которые схожи с коммерческими юридическими фирмами, — в своей эволюции (дореволюционная адвокатура, советская адвокатура, современная российская адвокатура) несет всю суть правозащитного механизма, который должен существовать в правовом государстве.
Правовое государство и гражданское общество – это больше философские категории, можно к ним по-разному относиться: как с позиции правового нигилизма, так и с позиции правового идеализма (и с других позиций тоже), — но это абстрактное обозначение существования прав и свобод человека, которые человек имеет возможность защищать (через адвокатуру, или через общественные организации, или через другие инструменты), и которые являются охраняемыми государством.
Зачастую граждане отождествляют высокое качество юридических услуг (оказание юридической помощи) с обещанием благоприятного исхода дела. Однако это разные категории, и друг с другом они не связаны.
Во-первых, потому что юриспруденция стоит преимущественно на формально-логическом методе, который включает в себя метод умозаключения (индукция, дедукция, сравнение, анализ), который не ставит целью добиться истины. Цель – это оказание юридической помощи, которая заключается в выработке правовой позиции и донесения ее до суда. Несомненно, важны юридические факты. Однако в данном случае эмпирический метод (опытный, для того, чтобы проверить истинность того, что говорит клиент) – не применим. Более того, существует презумпция достоверности сведений, которые доносит клиент до адвоката.
Тем временем, успешное завершение дела зависит от различных факторов. От достоверности сведений, донесенных клиентом до юриста (или доверителем до адвоката), от поведения судьи, от качества работы органов следствия, прокуратуры и т.д. Кроме того, есть факторы, не зависящие от воли участников действа, которые можно перечислять бесконечно.
И, конечно, нельзя списывать со счетов и ответственность адвоката или юриста – профессионализм играет роль. Но не он один – и поэтому есть логика, которая состоит в невозможности обещать благоприятный исход по делу. И такое поведение в целом является нарушением норм КПЭА, и неприемлемо для адвоката. Что касается простых юристов, не обладающих корочкой, то у них тоже есть юридическая этика, однако она не носит императивный характер.
Таким образом, можно завершить рассуждение и предложить читателям порассуждать на тему качества юридических услуг (оказания юридической помощи): как его совершенствовать – с личностно-индивидуальной точки зрения – каждому юристу или адвокату непосредственно, и с точки зрения системной.