Поводом для написания настоящей статьи, стало недавнее обращение ко мне за юридической помощью супруги участника СВО по вопросам страховых выплат предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, а также Указа Президента РФ № 98 от 05 марта 2022 г «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей.
Полагаю, что потребность граждан в оказании юридической помощи по данной категории дел будет иметь рост в 2024 г. В принципе даже не полагаю, а вижу что доверителей с вопросами по вышеуказанной тематике становится все больше.
Пунктами 3.1.-3.3. ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» № 324 от 21.11.2011 г., предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи участникам СВО. (Далее – Закон о БЮП)
Данное право участников СВО и членов их семей на бесплатную юридическую помощь, также регулируется законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 18 Закона о БЮП адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных указанным ФЗ, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
Адвокат обратившись в адвокатскую палату, может стать участником программы бесплатной юридической помощи и оказывать бесплатную юридическую гражданам имеющим на это право.
В соответствии со ст. 29 Закона о БЮП финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в РФ, возлагается на органы государственной власти РФ и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Иными словами, государство направляет в органы государственной власти субъектов РФ бюджетные средства на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, имеющих соответствующее право. Адвокаты субъектов РФ, участвующие в программе БЮП оказывая бесплатную юридическую помощь гражданам льготной категории, соответственно «осваивают» выделенные государством ассигнования.
Взгляд адвоката на участие в БЮП.
Следует отметить, что на мой взгляд участие адвоката в программе БЮП является реализацией социальной функции адвокатуры. Весьма очевидно, что расценки (сумма компенсации адвокату) за оказание некоторых видов юридической помощи (во многом зависит от регионов), существенно ниже среднерыночных цен на соответствующие виды юридических услуг установленных в регионе.
Когда речь идет о бюджетных средствах, к отчетным документам как правило имеются повышенные требования.
Так и здесь, адвокат в целях получения денежной компенсации за оказанную бесплатную юридическую помощь составляет большее количество отчётных документов по оказанной правовой помощи льготному доверителю, а также приобщает к отчету дополнительные документы, подтверждающую льготную категорию доверителя.
Указанный отчет адвоката с приложениями, направляется в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, и после тщательной проверки будет является основанием для денежной компенсации адвокату работы по оказанию бесплатной юридической помощи льготным категориям граждан.
А простыми словами:
Бумажной отчетности и волокиты больше, а оплата меньше. Значительная часть коллег по моим наблюдениям «проходит мимо» участия в программе БЮП. Но с другой стороны: « второй раз, по тому же броду», проходить всегда легче.
На «Праворубе» есть много дискуссий, относительно отношения коллег к институту назначения адвокатов по уголовному судопроизводству, здесь тоже есть небольшая аналогия. Однако мотивы участия адвоката в программе БЮП, могут быть несколько шире, с социальной точки зрения.
В заключении данной статьи хочу поделится некоторыми мыслями. Увеличение количества льготной категории граждан, членов их семей, связанных с участием в СВО, сужение и милитаризация экономического сектора государства, потребность льготной категории граждан в разрешении споров связанных со страховыми выплатами, да и просто нравственные устои адвоката, могут привести к мысли об актуальности участия адвоката в программе оказания бесплатной юридической помощи.
В приложении к статье, приобщаю презентацию вебинара Адвокатской палаты ХМАО-Югры, по бесплатной юридической помощи.