В то же время, нельзя не отметить, что многие высказанные ранее опасения и сомнения относительно достоинств и недостатков тогда еще проекта этого закона, уже сейчас начинают находить свои подтверждения.
Повторюсь, Закон вступил в силу с 15 января, нуждающиеся в бесплатной юридической помощи хотели бы им воспользоваться уже сейчас. Но, как, к сожалению, у нас часто бывает, предусмотренные Законом в отсылочных нормах законы субъектов РФ и подзаконные акты не приняты, об их проектах юридической общественности ничего не известно.
В частности, на субъекты Российской Федерации Законом возложены не только обязанности организации, финансирования и прочего обеспечения бесплатной юридической помощи на своей территории, но и принятие необходимых для этого законов и иных нормативных правовых актов. Ранее принятые в некоторых субъектах РФ законы о бесплатной юридической помощи как минимум нуждаются в срочном приведении их в соответствие с Законом. Предусмотренный Законом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, пока официально не определен, его компетенция не установлена. Хотя, не исключаю, что соответствующее решение уже принято.
Логика подсказывает, что именно Министерство юстиции РФ может и должно быть определено в качестве такого органа. И в этом случае именно от Министерства юстиции все мы вправе ожидать документа о единых требованиях к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи. Именно от Министерства юстиции ждем указанные в Законе формы соглашений, отчетов и сводных отчетов. Не менее важными являются предусмотренные Законом подзаконные акты, в которых регламентируется порядок создания образовательными учреждениями юридических клиник и порядок их деятельности.
В ст. 26 Закона говорится о принципах социального партнерства, на которых должно строиться взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов с негосударственными центрами бесплатной юридической помощи и их учредителями. Но, для такого взаимодействия как минимум необходимо законодательное закрепление понятия такого социального партнерства. Чего, к сожалению, на сегодняшний день нет.
В ст. 5 Закона перечислены основные принципы оказания бесплатной юридической помощи. Среди них, в частности, указаны социальная справедливость и социальная ориентированность, а также доступность бесплатной юридической помощи для граждан и равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании. Очевидно, что все эти принципы должны быть одинаковыми для всех граждан России независимо от места их проживания и пребывания. Но тот же Закон фактически эти принципы и нарушает, поскольку возлагаемая им на субъекты Российской Федерации обязанность по финансированию организации и оказания бесплатной юридической помощи приводит к расслоению граждан в зависимости от места их проживания в регионах – донорах либо в дотационных регионах. В результате может иметь место и социальная несправедливость, и недоступность, и неравенство.
Остаются только надежды на предусмотренное п. 5) ст. 10 Закона полномочие Правительства РФ по определению объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета, необходимых для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а также обеспечение финансирования этих расходов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Здравый смысл позволяет как минимум предположить, что федеральный бюджет будет субсидировать организацию и оказание бесплатной юридической помощи дотационным субъектам Российской Федерации. Но в таком случае законодательством должны быть установлены некие минимальные стандарты расходов на оказание бесплатной юридической помощи, единые для всей Российской Федерации.
До принятия Закона основой для возникновения права на обращение граждан для оказания им бесплатной юридической помощи являлось то, что их среднедушевой доход был ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 Закона граждане с доходом ниже величины прожиточного минимума являются только одной из категорий, т.е. за бесплатной юридической помощью могут обратиться имеющие доход, прожиточный минимум превышающий.
При этом для отдельных категорий граждан, указанных в ст. 20 Закона, такая бесплатная юридическая помощь будет включать в себя и устное и письменное консультирование, и написание заявлений и ходатайств, и представление интересов в судах и других государственных органах. Участники государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи должны быть готовы к тому, что от них потребуется много времени и усилий, а оплата их квалифицированной юридической помощи будет осуществляться с теми же недостатками, которые имеют место быть при оплате адвокатской помощи по назначению в соответствии со ст. 51 УПК РФ.
В ст. 20 Закона категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, указаны достаточно четко. В то же время, ст. 24 Закона негосударственным центрам бесплатной юридической помощи предоставлено право самостоятельно определять виды бесплатной юридической помощи, категории граждан и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается.
При этом, «к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации» (п. 5 ст. 24 Закона). Поскольку Законом понятия «низкий доход» и «трудная жизненная ситуация» не установлены, негосударственным центрам необходимо будет тщательно продумать и вырабатывать свои собственные критерии.
Статьей 27 Закона предусмотрена государственная и муниципальная поддержка некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, но эта статья отсылает только к ФЗ «О некоммерческих организациях» и к другим федеральным законам. Между тем, на местах не менее существенной была бы поддержка на основании нормативных правовых актов субъектов РФ, предусматривающих, в частности, льготы при аренде имущества и при уплате местных налогов.
Сегодняшняя научно-практическая конференция посвящена бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения в деятельности юридических вузов. Закон позволяет каждому юридическому вузу на добровольных началах создавать как юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро), так и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. При этом как клиники, так и центры могут создаваться и в качестве юридического лица, и в качестве структурного подразделения этого вуза (ст.ст. 22, 23 Закона).
Практически во всех юридических вузах имеется все необходимое для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи (п.3 ст. 24 Закона). Поскольку в составе таких центров бесплатную юридическую помощь могут оказывать лица с высшим юридическим образованием, к работе центров могут привлекаться преподаватели и сотрудники вузов. Вместе с тем, Закон прямо предусматривает право учредителей таких центров привлекать к их работе лиц с высшим юридическим образованием, не входящим в штат преподавателей и сотрудников, на основании трудового или гражданско-правового договора. Среди них, в частности, могут быть и адвокаты. Закон позволяет вузам привлекать к созданию центров (в том числе и в качестве учредителей) адвокатские образования, адвокатские и нотариальные палаты.
Представляется, что создание юридическими вузами центров бесплатной юридической помощи должно происходить поэтапно. На первом этапе, пока еще недостаточна практика применения Закона и отсутствуют предусмотренные в отсылочных нормах Закона подзаконные акты, центры должны создаваться и набираться опыта в качестве структурных подразделений вузов. По мере становления, приобретения навыков и опыта эти центры могут преобразовываться в уже имеющие статус юридического лица.
Наличие в юридическом вузе центра бесплатной юридической помощи позволит сократить разрыв в теории и практике. Навыки общения с гражданами при оказании им бесплатной юридической помощи найдут применение в научной и преподавательской деятельности. Присутствие студентов при бесплатном консультировании граждан в таких центрах позволяет им приобретать навыки, необходимые каждому дипломированному юристу. Работа участников оказания бесплатной (для обратившихся граждан) юридической помощи будет оплачиваться. Вуз получит государственную и муниципальную поддержку.
Наряду с оказанием бесплатной юридической помощи через создаваемые центры юридические вузы вполне могут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения. В Законе отсутствует внятно прописанная разница между информированием и просвещением. На наш взгляд просвещение в отличие от информирования может носить более системный характер.
В настоящее время средства массовой информации очень часто под видом правового консультирования, информирования и просвещения вводят слушателей/читателей/зрителей в заблуждение. Не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда у граждан возникали серьезные проблемы после действий, основанных на чтении брошюрок из серии «Сам себе юрист», не учитывающих изменения законодательства, и просмотре псевдоюридических телешоу. Имеющиеся в юридических вузах компьютерные правовые программы (Консультант, Гарант и т.п.) в отличие от продаваемой в магазинах юридической литературы всегда содержат актуальную информацию, своевременно учитывающую изменения законодательства и практики его применения.
Эти программы могут использоваться не только в учебном процессе, но и в деятельности создаваемых вузами центров и юридических клиник. Именно участвующие в деятельности юридических клиник студенты могут на базе своих вузов организовать своевременное правовое информирование и просвещение населения.
Такое информирование может включать в себя как стенды, так и организацию своего рода лекториев по образцу и подобию успешного и востребованного когда-то Всесоюзного общества «Знание». Нельзя сбрасывать со счетов и приобретение студентами навыков публичных выступлений. Такая деятельность юридических клиник будет направлена в первую очередь на предотвращение (профилактику) нарушений прав граждан. Что также будет вкладом в обеспечение конституционных прав граждан на бесплатную юридическую помощь.