Проблема с оплатой работы адвокатов в качестве защитников по назначению охватила практически всю страну. И это не удивительно, ведь частично проблема «растёт» из нашего УПК.
Как построен наш УПК по вопросу приглашения и назначения защитника?
Приоритет в приглашении, выборе защитника предоставлен подозреваемому, обвиняемому, законному представителю.
И только, по просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом.
С чем мы встречаемся на практике?
Дознаватели, следователи, судьи направляют заявки для обеспечения подозреваемому, обвиняемому защитника. При явке подозреваемого, обвиняемого (либо его доставлении) ему сообщают, что в отношении него возбуждено уголовное дело, ему предоставлен «бесплатный» адвокат за счёт государства.
При этом не выясняется материальное положение подозреваемого, обвиняемого, его желание иметь, или не иметь защитника, его способность, либо не способность оплатить работу адвоката.
В связи с этим возникают, как минимум, два вопроса.
Почему дознаватель, следователь или судья решили, что подозреваемому, обвиняемому нужен адвокат?
Почему работу адвоката оплачивает не подозреваемый, обвиняемый, а государство (и то в оскорбительно мизерном размере и с задержкой)? В связи с чем такая щедрость?
Ответы на эти вопросы находятся в УПК РФ.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 75 УПК РФ показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде относятся к недопустимым доказательствам.
На первый взгляд, вроде бы неплохая норма, нет защитника, нет доказательства.
Но, если присмотреться, дал подозреваемый признательные показания в присутствии адвоката и больше от него ничего не зависит. Хоть сотню раз заявляй, что оговорил себя. Следователь получил Царицу доказательств — ПРИЗНАНИЕ.
Эту норму законодатель ввёл специально, облегчая тяжкий труд правоохранителей, она у правоохранителей, как штатное оружие.
Задача следователя состоит в том, чтобы любым способом до вступления в дело адвоката получить признательные показания подозреваемого, затем пригласить по назначению защитника и уже допросить подозреваемого в присутствии защитника.
Признательные показания без защитника — ничто, с защитником — это доказательство.
Именно поэтому органы дознания, следствия и суда, на практике не дожидаясь просьб и ходатайств подозреваемого, обвиняемого, назначают указанным лицам защитников и сразу же разъясняют суть положений главы 40, или 32 УПК РФ. И отдельно разъясняют, что в этом случае они полностью будут освобождены от взыскания судебных издержек. При этом не разъясняется п.1 ч.2 ст. 75 УПК РФ.
То есть буквально всем подозреваемым и обвиняемым, независимо от их желания, материального положения, и по всем категориям дел назначаются защитники с оплатой за счёт государства.
Почему за счёт государства? Потому, что УПК РФ не возлагает на органы дознания следствия и суда обязанность выяснять вопрос о платежеспособности подозреваемого или обвиняемого, для возможного освобождения их от такой оплаты.
Между тем, ч.7 ст. 47 «старого (1960 г.) УПК РСФСР предусматривала право органа дознания, предварительного следствия, прокурора, суда, в производстве которых находится дело, освободить подозреваемого и обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи. В этом случае оплата труда защитника производится за счет государства.
В соответствии с УПК РСФСР 1960 г. подозреваемый, обвиняемый, желая воспользоваться юридической помощью, должны были её оплатить и только, в случае отсутствия средств, они могли быть освобождены от такой оплаты.
Законодатель не включил в УПК РФ право органа дознания, предварительного следствия, прокурора, суда, в производстве которых находится дело, освобождать подозреваемого и обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи.
УПК РФ освобождает всех без исключения подозреваемых и обвиняемых от оплаты труда защитника.
На практике частыми являются ситуации, когда адвокат защищает по назначению доверителя, который имеет доход, а в иных случаях, доход, превышающий доход адвоката в несколько раз.
Примеры.
Прихожу по заявке, у дознавателя сидит молодая женщина в мехах и в золоте. Спрашиваю, «Вам разъясняли право пригласить адвоката по соглашению?» Отвечает, «А зачем, мне положен бесплатный адвокат, так сказали».
На вопросы у дознавателя она показала, что не работает, получает алименты. На допросе в суде показала, что имеет доход в 50 000 рублей ежемесячно от сдачи квартиры, работает неофициально, размер дохода назвать постеснялась и алименты в размере 11000 рублей.
Встречаются часто и доверители, которым назначен бесплатный защитник, имеющие официальный доход. На вопрос, не хотят ли они заключить соглашение с кем-либо из адвокатов по своему выбору, ответ примерно такой же, а зачем, я всё признаю (или почти всё) и мне положен бесплатный адвокат.
Прибывая по заявке в органы дознания или следствия, я всегда спрашиваю будущего доверителя, нужен ли ему вообще адвокат. Иногда получаю ответ, что адвокат не нужен. Оформляем заявление.
Но следователи и дознаватели выносят постановление об отказе в удовлетворении ходатайства со ссылкой на ст. 48 Конституции РФ, поясняя, что все имеют право на получение квалифицированной юридической помощи, а органы дознания и следствия обязаны её обеспечить.
Весь труд правоохранителей направлен на получение признательных показаний и в присутствии защитника.
Вот и приходишь к выводу о том, что законодатель облегчая труд правоохранителей, дваёт им инструмент для получения неоспоримого доказательства — признания в присутствии адвоката, да ещё бесплатного, оплачивая адвокату жалкие 550 рублей.
Поскольку УПК позволяет ВСЕХ подозреваемых и обвиняемых освободить от оплаты, следовательно оплата труда адвоката ложится на хрупкие плечи государства. Именно поэтому государство не поднимает размер оплаты труда адвокатов.