Василий Григорьевич, русский по происхождению, впервые прибыл из Республики Азербайджан на территорию России в 1989 году, имея паспорт гражданина СССР. В г. Москве в 1993 г. он заключил брак с гражданкой России. В браке у В.Г. родилась дочь, также гражданка России.
В связи с болезнью отца, проживающего в Азербайджане Василий Григорьевич вынужден был вернуться в Азербайджан для ухода за больным отцом. Во время регистрации в паспортном столе у Василия Григорьевича был изъят паспорт гражданина СССР и выдан паспорт гражданина Азербайджана.
В следующий раз В.Г. въехал на территорию России уже в качестве гражданина Азербайджана в 2006 году. На территории Азербайджана у В.Г. уже не оставалось ни родственников, ни жилья. На территории России проживали жена (правда уже с другим мужчиной, не дождалась мужа), дочь, племянник. Родной брат, который являлся гражданином России, умер.
По истечении срока пребывания В.Г. не покинул территорию России, поскольку ехать ему было некуда.
11.11.2016 г. В.Г. пригласили в ОВМ, где на него составили протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КОАП РФ.
Кроме протокола В.Г. выдали уведомление, в котором указано было, что в связи с решением суда (который ещё не состоялся) о его выдворении, ему неразрешён въезд в Российскую Федерацию. Этим же уведомлением В.Г. был предупреждён об уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.
Василий Григорьевич по простоте душевной поинтересовался, как ему выехать из России. Начальник ОВМ направил его в суд, пояснив, что решение примет судья.
В суде В.Г. направили к судье (уже бывшему) Гулину Сергею Петровичу, который, сказав, что он подумает, как «можно помочь» В.Г. выехать с территории России, предложил тому прийти на следующий день.
На следующий день Василию Григорьевичу вручили постановление, в котором было указано, что на него наложен административный штраф с административным выдворением. Вся эта «судебная процедура» происходила в коридоре Охинского городского суда. На вопрос В.Г., сможет ли он с такой формулировкой въехать в Россию, судья его заверил, что сможет.
В.Г. покинул Россию, привёл в порядок свои документы и 10.01.2017 г. через КПП «Внуково» прибыл на территорию РФ. На КПП Василию Григорьевичу пояснили, что никаких ограничений в отношении него нет.
15.06.2017 г. В.Г. пригласили к дознавателю Пограничного управления ФСБ РФ, где объявили о возбуждении в отношении него уголовного дела по 2 ст. 322 УК РФ.
В этот же день В.Г. был допрошен, он поведал о своих злоключениях. Дознаватель, посочувствовав, изъял у В.Г. паспорт гражданина Азербайджана, миграционную карту, отрывную часть уведомления о прибытии иностранного гражданина. Василию Григорьевичу была выдана справка об изъятии у него документов, удостоверяющих личность.
С 15.06.2017 г. со скоростью черепахи потёк процесс дознания по уголовному делу.
Поскольку, исходя из сложившейся в регионе практики, избежать наказания в виде реального лишения свободы было проблематично, (В.Г. не работает, штраф заплатить нечем) было принято решение обжаловать в порядке надзора постановление от 11.11.2016 г. о наложении административного наказания.
Дознаватель приезжал в наш город в командировки. В очередной свой приезд дознаватель уведомил В.Г. и защитника об окончании следственных действий, ознакомил с материалами дела и обвинительным актом. В ответ мы вручили дознавателю ходатайство о приобщении к материалам дела копии надзорной жалобы на постановление о назначении административного наказания в виде штрафа и выдворения.
Дознаватель вновь уехал и объявился примерно через месяц с постановлением о возвращении дела для производства дополнительных следственных действий.
Как пояснил дознаватель, ему предложили не показываться с делом, пока Президиум областного суда не примет решение по жалобе.
По уголовному делу мы получили небольшую передышку, однако сюрприз ждал от ОВМ, начальник которого отказал В.Г. в продлении срока нахождения на территории РФ.
Ситуация получилась патовая, дознаватель отобрал у В.Г. документы и обязательство о явке, начальник ОВМ требовал покинуть пределы РФ.
Пока мы переписывались с дознавателем и начальником ОВМ, пришло постановление зам. председателя областного суда об отмене постановления о выдворении. Материалы дела были направлены на новое рассмотрение.
Поскольку отпали основания для привлечения к уголовной ответственности, мы направили ходатайство дознавателю о прекращении уголовного дела.
Если с уголовным делом было в принципе уже всё понятно, то нас ещё ожидало следующее рассмотрение административного дела, которое было назначено на 03.11.2017 г.
Понимая, что надо как-то протянуть время до окончания срока привлечения к административной ответственности, было подготовлено ходатайство об отложении дела. Перед судебным заседанием судья отозвал меня и, извиняясь, предложил перенести процесс на 24.11.2017 г. в связи с его командировкой. Естественно, соглашаюсь, «войдя в положение судьи».
Теперь была понятна судьба и административного дела и запрета на въезд на территорию России.
Дознаватель тем временем не спешил прекращать дело, ссылаясь на необходимость получения постановления после повторного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Пока шёл наш диалог с дознавателем, 24.11.2017 г. сели в процесс. Перед началом процесса защита заявила ходатайство о прекращении дела в связи истечением сроков давности. Судья в шоке, спрашивает, а почему защитник не явился 03.11.2017 г. Напоминаю судье, что я-то прибыл, а он убывал в командировку. Понимая, что «попал» судья просит моего разрешения оформить телефонограмму о том, что в командировку убыл я. Соглашаюсь.
Немного подумав, судья предложил прекратить дело в связи с тем, что возбуждено уголовное дело. Я объясняю судье, что нам с В.Г. уже «до лампочки» по каким основаниям будет прекращено дело, поскольку и уголовное дело и административное потеряли свою актуальность и смысл, поскольку отпали основания для неразрешения въезда на территорию РФ.
В результате дело было прекращено потому основанию, что в производстве Пограничного управления ФСБ находится уголовное дело.
Постановление продержалось не долго. По представлению зам. прокурора области постановление было отменено и дело прекращено за истечением сроков давности.
Дознаватель уведомил устно, что уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. Уже полгода просим выслать постановление.