Часть 1
Кемеровский Областной суд уже не первый месяц рассматривал уголовное дело в отношении Д., привлекаемого п. «з» ч.2 ст. 105 УК РФ, п. «в» ч.4 ст. 162 УК РФ, В., привлекаемого по п. «в» ч.4 ст. 162 УК РФ, Ш., п. «в» ч.4 ст. 162 УК РФ. Двое: В. и Ш., на момент совершения преступления в 2016 г. были несовершеннолетними.
Когда я вступила в данное уголовное дело в ноябре 2017 г., то оно как говорится плавно подходило к завершению, еще 1-2 заседания и стороны перешли бы в стадию прений.
В данной публикации хочется как поделиться радостью в связи с возвратом дела прокурору, так и рассказать о процессуальных нарушениях, допущенных следователями и об «идеальной» работе адвокатов по назначению.
А суть сей басни такова:
При заключении соглашения, общаясь с доверителем, отцом В., я узнала от него, что постановлением следователя он был назначен законным представителем своего несовершеннолетнего сына.
При этом он поведал, что периодически присутствовал на следственных действиях. На мой вопрос с какими именно событиями связано было его отсутствие при проведении следственных действий, отец пояснил, что время проведения следственных действий с ним никто не согласовывал, иногда его уведомляли официально, а иногда просто приезжал к нему домой или на работу следователь и он подписывал необходимые документы. Да и с материалами уголовного дела он не знакомился, а просто подписал документы, которые ему давали.
После всего услышанного, а также после ознакомления с материалами уголовного дела, первое, что было мною сделано, это запрос в СИЗО-1 г.Кемерово, где содержался под стражей мой подзащитный, о предоставлении информации, вручалось ли В. уведомление о дне и времени предъявления обвинения.
И тут, барабанная дробь!!! Уведомление не вручалось! А в материалах уголовного дела оно конечно же имеется. Было какое-то предчувствие, что это не первый клад в деле.
После этого было заявлено первое ходатайство о возврате уголовного дела прокурору в связи с нарушением ст. 172 УПК РФ, но результат получился отрицательным.
В день, когда судья озвучил принятое решение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, несоврешеннолетние В. и Ш., заявили, что в ходе предварительного следствия, было нарушено их право на защиту, так как законные представители присутствовали не на всех следственных действиях (данная позиция была согласована заранее).
В судебном заседании законные представители подтвердили данный факт. На основании заявленного ходатайства суд сделал запросы во все места, где содержались подсудимые за время предварительного следствия, к слову скажу их было несколько, так как все трое были из другого города Кемеровской области.
И вот тут начинается самое интересное! Когда все ответы поступили и были озвучены в судебном заседании, стало ясно, что основная часть всех следственных действий проводилась не только в отсутствие законных представителей, но и адвокаты не всегда присутствовали.
В данных ответах содержалась полная информация о том, кто, когда, в какое время и с какой продолжительностью посещал в местах содержания под стражей, тогда еще обвиняемых.
Приведу один пример, моему подзащитному было предъявлено обвинение в 14-20 часов, в соответствии с ответом из СИЗО-1, следователь посещал его с 14-00 допустим до 15-30, законный представитель в тот день не посещал СИЗО, а адвокат посещал его с 15-15 до 15-30. Вот и получается, что обвинение В. было предъявлено как в отсутствии законного представителя, так и в отсутствии адвоката.
Помимо данного примера, была еще куча не совпадений по времени либо дате, указанной в протоколе следственного действия с реальным временем или датой посещения следователя и адвоката обвиняемых в местах содержания под стражей, а также подтверждение отсутствия законных представителей при проведении следственных действий. Ко всему прочему, уголовное дело содержало протоколы следственных действий, которые были составлены следователями, как было установлено судом, в те дни когда обвиняемые либо вообще ни кем не посещались либо не содержались в том месте под стражей, которое было указано в протоколе.
В результате полученной информации мной, защитником В. и моим коллегой адвокатом Воронкиной Анной Александровной, защитником Ш., было заявлено ходатайство о возврате дела прокурору, ввиду наличия препятствий его рассмотрения судом в связи с нарушением права на защиту в ходе предварительного следствия.
В судебном заседании были допрошены следователи, которые пояснили суду, что таких фактов быть не могло (!), утверждали о соответствии дат и времени, указанных в протоколе. Следователь Гончарова-Андрейчук очень настойчиво уверяла суд, что она всегда «носит часы». Тут по не воле, вспоминались слова из песни «по утрам одев трусы, не забудьте про часы».
Государственный обвинитель, заявленное ходатайство поддержал. Итогом стало постановление о возврате уголовного дела прокурору Кемеровской области для устранения препятствий его рассмотрения судом, а также частное представление в адрес Следственного комитета РФ по Кемеровской области в связи с нарушением прав обвиняемых на защиту и нарушениями УПК РФ, допущенных в досудебной стадии производства по уголовному делу и в адрес Адвокатской палаты Кемеровской области в отношении 7 (семи!) адвокатов за ненадлежащее осуществление защиты. Документы, о которых велась речь в публикации представлены на обозрение.
В заключение хочу сказать следующее: осуществляя защиту и ведя разговор о нарушенном праве на защиту своего подзащитного В., ни в коей мере не ставилось целью испортить репутацию своих семи коллег, хотя я была в ужасе от такой защиты.
Частное представление, это результат, заявленного ходатайства государственного обвинителя. В силу профессиональной этики, мы промолчали про это, хотя признаюсь, что в душе я считаю это справедливым решением суда.
Адвокат — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, в том числе защита их интересов и прав в суде.
Комментировать действия следователей не буду, тут и так ясно, что порой им важно найти виновную «жертву» и быстрее отправить уголовное дело в суд, а что будет и как с человеком уже не важно.
Но вот действия адвокатов, которые работают по назначению и идут в одной «связке» со следователями, при этом не думают совершенно, что творят, просто пугают…. Как можно доверить судьбу и жизнь такому адвокату?!
Продолжение следует…