Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Другими словами под содержанием правового воспитания понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяется следующие ее составляющие: правовую грамотность, правовое мышление и правовую умелость.
Правовая грамотность: знакомство с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, нормативный акт, норма права, право); законодательными документами по социальной защите детей международного, федерального и регионального уровней. Развитие правовой грамотности осуществляется на практических занятиях, на которых школьники и студенты проводят сравнительно-сопоставительный анализ документов, делают выводы о сходстве и различии концептуальных основ.
Правовое мышление и умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Для развития правового мышления предусматривается разбор педагогических и психологических ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. В ходе решения данных ситуаций (задач) молодые люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

Содержание, субъективный и объективный состав правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности.
Правовое воспитание призвано искоренить правовой нигилизм и правовой идеализм, сложившиеся стереотипы и повысить уровень правовой культуры. Потому, что только в этом случае возможно создание правового государства и гражданского общества, в условиях которых реально полное осуществление всех прав и свобод личности.

Основные элементы механизма правового воспитания — это способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой ликбез, пропаганда права средствами массовой ниформации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
На сегодняшний день сложилась система правового образования, включающая не только деятельность высших юридических учебных заведений, преподавание основ государства и права в учреждениях среднего образования, правовых дисциплин в высших учебных заведениях не юридического профиля.
Система мероприятий правового образования включает в себя работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами, как на коммерческой, так и бюджетной основе. К формам воспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические телевизионные передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т. д.
Серьезный недостаток нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков «молодого юриста» и т. д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменения форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение прав, возможностей граждан (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономики.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и правовому воспитанию.
Важным моментом правового воспитания является правовое просвещение. Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Таким образом, можно говорить о значительной роли образовательных учреждений всех уровней в правовом воспитании и в плане возможностей и в плане обязанностей. В связи с этим при проведении модернизации образовательной системы любого уровня необходимо уделять должное внимание правовому компоненту воспитания полноценной личности.

Да 4 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: alvitvas, colonel96, user94395, user9488, cygankov, Рисевец Алёна, Астапов Максим
  • 16 Ноября 2016, 18:12 #

    Уважаемая Элина Николаевна, а на какую целевую аудиторию рассчитана эта публикация?

    +5
    • 16 Ноября 2016, 19:25 #

      Уважаемый Александр Витальевич, что же непонятно — правовое воспитание адвокатов :D

      +5
      • 16 Ноября 2016, 19:36 #

        Уважаемый Дмитрий Александрович, этого-то и опасаюсь. ;(

        +3
    • 16 Ноября 2016, 20:21 #

      Уважаемый Александр Витальевич, на широкую:)

      0
      • 16 Ноября 2016, 20:30 #

        Уважаемая Элина Николаевна, хммм… даже и не знаю, чего ответить, поэтому просто процитирую маркетологов- «Незнание своей целевой аудитории, либо неправильное, слишком размытое, определение целевой аудитории обрекает товар на провал».

        +5
        • 16 Ноября 2016, 20:32 #

          Уважаемый Александр Витальевич, я не рассматриваю статью как товар.

          0
          • 16 Ноября 2016, 20:35 #

            Уважаемая Элина Николаевна, Может быть в этом и ошибка? Все-таки статья пишется для читателя, так же как товар производится и продается для потребителя.

            +6
            • 16 Ноября 2016, 20:45 #

              Уважаемый Александр Витальевич, в нашей жизнь всё возможно:)

              0
              • 16 Ноября 2016, 20:50 #

                Уважаемая Элина Николаевна, слишком большая целевая группа, слишком пространные ответы… что-ж, удачи.

                +3
  • 16 Ноября 2016, 22:34 #

    как никогда важно разъяснение прав, возможностей граждан (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий
    Уважаемая Элина Николаевна, мне думается это очень неплохой способ пополнения бюджета муниципального образования.

    +1
    • 16 Ноября 2016, 22:50 #

      Уважаемый Андрей Леонидович, не обязательно, некоторые общественные организации (в частности, правозащитные) этим занимаются. Также, например, профсоюзные юристы проводят семинары и тренинги для их членов и других работников — предприятий, например. Чем не вариант?
      А впрочем, может и гос структура это взять на себя — хоть что-то полезное они должны делать.

      +1
  • 17 Ноября 2016, 08:22 #

    Уважаемая Элина Николаевна, а в чем проблема правового воспитания?

    +4
  • 17 Ноября 2016, 08:42 #

    Уважаемая Элина Николаевна, если честно, я тоже немного недоумеваю… Какое-то неоднозначное впечатление оставила Ваша публикация.(smoke) Ну, да ладно!

    Советую Вам на досуге ознакомится с этой публикацией.

    +5
  • 17 Ноября 2016, 12:32 #

    Уважаемая Элина Николаевна, мне понравилась Ваша публикация. Точнее сказать, мне понравилась тема вашей публикации. Возможно, неоднозначное восприятие коллег вызвало отсутствие посыла в публикации, идеи.
    Я сам в последнее время увлечён идей о способах правового просвещения. Здесь для меня самого существует одна проблема — жанр трансляции знаний. С одной стороны, юридические знания невозможно изложить эмоциональным красочным языком и бывает невозможно упростить, с другой — такая целевая аудитория как наши с Вами коллеги утрированной схемы понимания не воспримут и раскритикуют. Именно этот диссонанс и прослеживается в Вашей публикации — очевидные вещи сложным языком. Я бы предварил публикацию словами, что предназначена она как дискуссия в выборе средств правового просвещения для населения профессионалами. 
    Пишите ещё.

    +5

Да 4 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Проблема правового воспитания» 0 звезд из 5 на основе 2 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации