История избирательного права в России полна перемен, и люди отстаивали это политическое требование еще со времен Сперанского, однако оно было частично реализовано лишь в 1905 году — после Первой русской революции, а затем — в годы Февральской и Октябрьской революций.
Мы стали свидетелями трех различных типов избирательной системы: выборы при монархии имели отличительные черты, также как выборы (так и не осуществившиеся в полной мере) при Временном Правительстве. После Великой Октябрьской Революции Россия увидела еще один тип избирательного права — социалистический, который имеет ряд характерных особенностей.
Однако же вернемся к основной проблематике — к пассивному избирательному праву в современной России.
Во всех учебниках конституционного права описываются подробно источники конституционного права, и в первую очередь — Конституция.
«Конституция Российской Федерации касается вопросов избирательного права в следующих моментах:
1) В ст. 3 устанавливается, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа;
2) Конституция РФ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав: это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) Конституция РФ определяет, что федеральными органами государственной власти, избираемыми непосредственно гражданами, являются Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для выборов Президента РФ Конституция РФ определяет основные принципы: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция РФ устанавливает также условия обладания пассивным избирательным правом для возможности избрания Президентом РФ и депутатом Государственной Думы.
Согласно ст. 81 Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Статья 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;
4) Конституция РФ устанавливает разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению Российской Федерации отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав), а также формирование федеральных органов государственной власти.
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации относится защита прав и свобод человека и гражданина, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. На основании этих общих принципов, а также в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации субъекты Федерации, согласно ст. 77 Конституции РФ, самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
В данном контексте особенно примечательны пункты 2 и 3, поскольку выделяют два аспекта: активное избирательное право — возможность избирать —, и пассивное избирательное право — возможность избираться, становиться народным представителем в государственном органе. Эти два аспекта связаны между собой, и зачастую образуют некую связь. Когда принимается какая-либо поправка в законодательство по одному из них, это меняет характер второго. К примеру, возможность избирателям голосовать по почте, которые меняют принцип формирования избирательных кругов.
Россия — федерация, и поэтому она знает несколько уровней выборов: федеральные, выборы субъектов в представительные органы (причем, каждый субъект имеет право устанавливать своими законами какие-либо дополнения, не противоречащие Конституции) и муниципальные (местные) выборы. И в каждом из этих уровней существуют противоречия в отношении граждан, собирающихся стать (или уже ставших) кандидатами.
Стоит сделать вывод об общих проблемах в практике и в законодательстве.
Итак, федеральные выборы.
На федеральном уровне гражданам предоставлено право избирать Президента РФ и депутатов в Государственную Думу.
На выборах субъектов РФ и в муниципальных выборах участвуют исключительно кандидаты в депутаты в законодательные органы (далее, вопрос будет рассматриваться будет на примере Санкт-Петербурга).
Первая проблема связана с тем, что не в каждый орган власти человек может попасть путём выборов. Это неким образом ограничивает демократические гарантии, т. к. по факту федеративный характер строится на том, что все органы представительной власти избираются народом — вплоть до основного представителя — губернатора, мэра, Президента республики и т.д. народ потерял возможность в 2007 г. избирать основных своих представителей.
Кроме того, отсутствует возможность выборов в исполнительную ветвь власти. Этот факт понижает политическую активность населения, уровень юридической и политической образованности гражданского общества.
Таким образом, граждане имеют право избираться не во всякий орган.
Другая проблема — не каждый гражданин имеет, по факту, пассивное избирательное право, даже если его статус не противоречит условиям, которые указаны в законе (не имеет судимости, достиг определенного возраста и т. д.). Этому способствует ограничение по количеству партий, которые имеют возможность выдвигать своих кандидатов, то и всяческие барьеры к тому, чтобы участниками выборов становились граждане, не состоящие в партиях.
Третья проблема — коррупционная составляющая. Нередки случаи прямой покупки депутатского статуса, и за этим следует фальсификация различными путями. Это ограничивает возможность для прохождения народных представителей, а значит — умаляет демократию избирательного процесса.
Этим способом нередко пользуются партии власти на постсоветском пространстве — не только в Российской Федерации.
Подводя итоги, стоит отметить, что избирательная система в России не идеальна, ей уже 20 лет, но с каждым витком выборов сворачивается система прямой демократии, т. к. отсутствует какая-либо борьба за честные выборы в парламентских рядах, и причины тому были указаны выше.
При этом гражданское общество в России существует, и оно пользуется законодательством о митингах и демонстрациях, и таким образом выражает свое виденье проблемы.
Требование о демократическом избирательном праве было одним из основополагающих в ходе Первой русской революции, оно оставалось после Февраля 1917 г, и было реализовано несколько в иной форме, в форме, которую утвердили социал-демократы и коммунисты в своей программе, и реализовали в Советском Союзе после Великой Социалистической Революции, когда избираться имели право дееспособные граждане, которые занимали наиболее активную гражданскую позицию в социалистическом обществе.
Требование о свободных демократических выборах в гражданском обществе актуально и сейчас. После перестройки форма общего избирательного процесса поменялась, и отличительной чертой стала многопартийная система в избирательном праве.
Это продекларировало перемены и в пассивном избирательном праве, и с одной стороны видны стремления граждан к большей демократизации, однако экономические предпосылки и законодательная база к указанной цели не ведут, и даже сворачивают свободные выборы.