Иногда правоприменителю полезно делиться с коллегами не только результатами судебных процессов, прецедентами или нормами права, но и теми ситуациями, которые (пока) остались в качестве «случая» и «информацией на заметку».
Продолжая тему о правах потребителя бытовой продукции, которая рассматривалась в публикациях здесь: Праворуб: О том, как гель, шампунь и мыло, здоровью граждан навредило. ...
и здесь: Праворуб: О том, как гель, шампунь и мыло, здоровью граждан навредило. ...
сегодня моему читателю предлагается материал, который благодаря своевременной информационной работе общества по правам потребителя в Германии пока НЕ стал предметом судебного разбирательства.
В приложении к данному материалу, по традиции, информационный лист к каждому из упомянутых в публикации химическому веществу (Приложения 1 и 2), а так же список компаний, марок товаров и дат покупки, которые относятся к акции отзыва товарной группы (Приложение 3).
Из предыдущих публикаций по теме мой читатель уже узнал, что парфюмерная продукция, шампуни, гели для душа и прочие предметы гигиены, которые расходятся миллионными порциями в торговле, являются продуктом химической промышленности, где поставщиками выступают гиганты с мировым именем.
Вот и в сегодняшней публикации — поставщик тот же, но продукт с миллионным тиражом уже из лёгкой и мебельной промышленности.
Часть 1
(Полезна потребителю, торговцу и службе надзора за качеством продукции).
Материал для матрацев из т.н. пены изготавливаются с применением Полиуретана (Polyurethan, PU).
Для приготовления используется ТолуолДиизоЦианат (Toluoldiisocyanat, TDI). Поставщиком для производства этих материалов является известный концерн BASF, который в августе-сентябре 2017 «отгрузил» 7 тысяч 500 тонн TDI для 50 различных компаний-производителей «мягкой продукции» для «здорового сна».
И вот оказалось, что часть этой партии химического вещества, отгруженного между 25-ым августа и 29-ым сентября 2017 года оказалась загрязнённой другим химическим веществом с «нежным» и коротким названием ДихлорБензол (Dichlorbenzol, DCB).
Именно это вещество может вызывать повреждения оболочки глаз, дыхательных путей и раздражения кожи, а так же подозревается в таком побочном качестве, как «канцерогенность».
Не смотря на то, что нахождение этого вещества в исходном материале для изготовления матрацев не превышает указанные концерном показатели в 1 ppm (от английского «Parts per million»), то есть загрязнение воздуха парами DCB (Dichlorbenzol-Variante 1,4-DCB), защитники прав потребителей указали на то, что данные показатели относятся к «нормам охраны труда» и применимы для рабочего места.
Поэтому такие показатели не применимы для домашних условий и для постоянного и долгосрочного нахождения человека, особенно в непосредственной близости от источника (матрац) на протяжении как минимум 7 часов в сутки (во время сна).
Вскоре после получения этой информации ряд торговых сетей (см. Приложение 3), видимо во избежание риска стать фигурантом исков о «бездействии при позитивном знании о наличии риска для покупателя» объявило об отзыве группы товаров, возможности возврата и приёме ими матрацев определённых марок, купленных в определённый период.
В приложении 3: названия марок производителя и товаров, а так же дат покупки матрацев.
Мой русскоязычный читатель может сказать на прочитанное: «ну а мне-то какое дело».
Смею предположить, что учитывая масштаб происходящего, количество готовой продукции, изъятой из продажи в Германии и подлежащей утилизации (что является для торговцев затратным процессом), а так же учитывая «предпринимательский талант», основанный на громких лозунгах «супер-пупер, товар из Европы» не сложно догадаться, что данная продукция может очень быстро появиться на российском рынке и по очень «привлекательным ценам».
Надеюсь для потребителей, которые особенно внимательно относятся к своему здоровью (и не «ведуться» на громкие лозунги) будет интересно ознакомиться с названиями компаний, марок товара и дат изготовления продукции в Приложении 3.
Часть 2
(Прецедентно-правовая. Полезна для профессионалов и интересующихся правоприменением)
Оставаясь в теме матрацев и сновидений, а так же их месте в жизни потребителя, ещё один интересный и свежий случай.
По части матрацев занимался так же Верховный Суд Германии (разумеется, в смысле рассмотрения иска), а именно в плане права потребителя вернуть продавцу товар, который является предметом личной гигиены и в обычном режиме, после начала пользования в виде исключения «возврату не подлежит».
Предметом рассмотрения стала норма договорного права, которая гласит, что "… договоры о поставке товаров, которые из соображений защиты здоровья покупателя и гигиены не подлежат возврату, в случаях, если после поставки товара на нём сорвана т.н. «защитная печать-упаковка».
Перед Верховным Судом Германии (BGH) (см. ном акт. VIII ZR 194/16) встал вопрос: 1)что такое товары-предметы гигиены и 2) что такое «защитная печать».
Неожиданным аргументом против отнесения матраца к «предметам личной гигиены» стало сравнение матраца, купленного для дома и такого же, который находится в любом отеле и не считается «предметом личной гигиены» т.к. на нём спят тысячи посетителей отеля (разумеется не одновременно).
Сенат пришел к заключению, что окончательное решение возможно лишь при взвешивании двух «подходов к матрацу»:
— с одной стороны, важно состояние возвращённого товара и возможность вновь предоставить его в продажу как «новый» и
— с другой стороны наличие абстрактных рисков гигиенического характера, которые обосновывают исключение из права возврата и относят матрац к «предметам гигиены».
Брать на себя ответственность «взвешивания» коммерческих правил и потенциально-абстактных рисков для отнесения матраца к той или иной категории товара Высший Суд не стал.
Относительно «защитной печати-упаковки» сенат склонялся к мнению что "… это такой вариант упаковки, который не может быть повторно вновь использован потребителем после распаковки товара для его применения".
Но предыдущая инстанция (Высший Земельный Суд г.Хамм) указал на то, что такая упаковка должна быть отдельно маркирована, дабы заранее отличаться от обычной и предупреждать потребителя о том, что продукт относится к «исключениям», т.е. предметам гигиены.
Замечено было так же, что оба вопроса особенно в случае, когда речь идёт о дистанционной покупке в онлайн относились к нормам регулирования, которые вырабатываются для всего ЕС.
Каково же было удивление правового сообщества в области прав потребителя, когда по единодушному мнению как истца (потребителя), так и ответчика (онлайн-продавца) — вопрос должен теперь решаться не Верховной Судебной Инстанцией Германии, а в Европейском суде (EuGH).
Обоснованием тому: вырабатываемые определения и статусы должны будут стать общепризнанными и применяться за рамками национального законодательства и правоприменения.
Теперь уж точно можно констатировать, что Высшие Европейские Судебные Инстанции занимаются действительно глобальными вопросами интернационального характера и международного масштаба… ну, например… матрацами.
_______________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.