1. Что такое страховой полис лучше всего разъяснит Вам юрист или адвокат, который его создаёт.
1.1. Любой страховой полис является «синтетическим финансовым продуктом» (см. п.1.2. — 1.3.), сбыт которых нацелен на извлечение прибыли (см. п.1.4.).
Разъяснение терминов:
1.2. Синтетичность продукта определяется степенью его зависимости от заранее описанных фактов или обстоятельств, заложенных в продукт, которые определяют выплаты в случае наступления этого факта или обстоятельства, а так же независимостью от промежутка времени, между платежами и наступлениями таких фактов или обстоятельств. То есть по сути это «дериватив» от ситуации, которая ещё не наступила.
Это то же самое, что ставка в казино или на скачках, однако и то и другое является «игрой», но выплаты в этой игре определяются тем обстоятельством, которое выберет сам игрок (напр. номер лошади или квадрат на поле ставок казино).
В страховых продуктах обстоятельства закладывает продавец (страховая компания) в текст полиса, а в дальнейшем суд определяет их соблюдение или несоблюдение для выплаты или невыплаты.
1.3. Финансовость продукта в том, что оплаты взносов не зависят от услуги или работы продавца. Иными словами, платить за «бумагу с текстом полиса» можно годами, и не дождавшись наступления страхового случая, например состарившись и покинув этот мир, утилизировать «бумагу с текстом» потерявшую весь смысл для покупателя этого «финансового продукта».
Однако продавец (страховая компания) годами может получать деньги (финансы) от покупателя продукта. Покупатель же платит за иллюзию спокойствия при событии, которое он и без того хочет избежать.
1.4. Извлечение прибыли от продажи страховых продуктов возможна только тогда, когда выплата по страховым случаям стремится к нулю, т.е. выплаты минимизируются, а количество продуктов и взносов по ним растёт.
2. Для выполнения этой задачи (см. п. 1) привлекается штат юристов, социологов, специалистов по статистике и специалистов в той области, для которой создаётся данный продукт.
Например для полисов по страхованию от наводнений и пожаров юристу понадобится специалист по геодезии, землепользованию, экосистемы региона, так же как и статистика по региону, для которого создаётся продукт.
Для продуктов в медицине или в транспортных перевозках соответствующие узкопрофильные специалисты в этой области и статистика министерств здравоохранения или транспорта соответственно.
3. Задачи юриста, составляющего страховой продукт для дальнейшего сбыта.
3.1. Максимально обобщать в начале текста (первые 1-2 стр. текста продукта) случаи его применения и права покупателя полиса. Например слово «пожар», «наводнение» или «болезнь» никак не конкретизируется относительно причин, условий, времени, обстоятельств, влияния участников или степени последствий данного «события».
Словом, покупатель видит только «событие», от которого его «должен» якобы уберечь продукт и массу ни о чём не говорящих текстов о том, какими «правами» обладает покупатель.
3.2. Максимально конкретизировать в конце текста полиса (на последних 2-3 страницах) условия, факторы и обстоятельства и прочие права продавца (компании), позволяющие компании не выплачивать страховые премии при наступлении случая.
Именно здесь конкретизируются указанные выше «события».
Утрированный и расшифрованный из текста полиса пример: «пожар» это только тот, что между диваном и телевизором, спровоцированный только курением вашего гостя, который закурил собственные, а не подаренные Вами сигареты и только по его инициативе.
3.3. Максимальное использование в конце текста полиса (на последних 2-3 страницах, т.е. см. п. 3.2.) специфической терминологии сферы применения продукта.
Например в продукте «от наводнения» такое выражение как "… при условии превышения максимального пегеля за признанную историю наблюдений..." означает для покупателя продукта, что для выплаты после затопления, ему ещё следует доказать, что данное наводнение (затопившее его подвал) превысило уровень воды в данном водоёме, уровень максимального наводнения за последние 200 лет (наблюдений), который составляет напр. 5 метров.
3.4. Максимальное использование ссылок на прецедентные решения судов по вопросам сферы применения продукта или на рекомендации тех или иных проф.сообществ или норм, которые вырабатываются для сфер применения продукта, но которые потребитель вряд ли проверяет или соблюдает в реальной жизни.
Например: "… при не соблюдении норм DIN EN 1234567 ..." и "… согласно принципам и рекомендациям BauBG..." при оборудовании подсобного помещения.
Такие положения особенно любимы составителями продукта, так как «чёрным по белому» пишут покупателю, что нужно НЕ соблюсти, что бы НЕ получить страховую выплату.
Например, ну кто не держит в своём гараже огнеопасные жидкости (чистящие средства, лаки, краски, освежители и пр.) — все держат.
А их наличие в тексте полиса обязательно будет упомянуто в совокупности с обязательным наличием огнетушителя и всё это «зашифровано» в нормах DIN EN, в рекомендациях обществ пожарников, обществ строителей и пользователей гаражей.
Так что если у такого невнимательного «покупателя синтетического продукта» сгорит его «Бэнтли» — его полумиллионная страховка по которой он ежемесячно платит круглую сумму, выплачена ему не будет.
3.5. Рекомендации составителя полиса по применению в продажах.
С помощью специалиста-социолога составитель (юрист) определяет круг лиц, наиболее приближенных к потенциальному покупателю согласно его привычек, наклонностей, убеждений, профессиональной принадлежности и т.д.
Такой круг потенциальных покупателей со всеми их описаниями является «руководством по эксплуатации» для продавцов готового продукта из низшего звена отдела сбыта и отделов маркетинга компании.
4. Роль лингвиста в корректировке составленного юристом текста.
5. На что обращать внимание при покупке синтетических финансовых продуктов.
6. Чем руководствоваться ...
Словом,
— проверить содержание текста любого страхового продукта,
— расшифровать заложенные в тексте условия и обстоятельства,
— определить степень рациональности продукта применительно к конкретному покупателю, а так же
— оценить нужность, полезность и эффективность продукта - всё это лучше всего может осуществить только юрист с той же квалификацией, как и сам составитель.
(Продолжение не следует, информация платна)
______________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, +049-511-1613948 — о немецком праве на русском.