Этилен-гликоли и Сульфаты,
Нитрозамины и Силиконы.
В их адрес часто слышатся маты,
А они «соблюдают законы».
Чистота – залог здоровья. Трудно поверить, но этот, казалось бы полезный и позитивный лозунг, уже давно перестал выполнять свою функцию в современном хозяйстве рядового потребителя. И виновен в этом не потребитель, а те косметические средства «чистоты», которыми он пользуется.
В данной публикации речь пойдёт о всем нам знакомым средствам гигиены, находящимся в нашей ванной комнате, у каждой женщины в сумочке и у парикмахера на рабочем столе.
Если читатель подумает, что я ошибся адресом и тема относится к косметическим или медицинским форумам – дочитайте до конца.
1. Наличие тех или иных химических элементов и синтетических веществ строго регламентировано как европейскими директивами и распоряжениями, напр. Директива о Косметике, 76/768/EWG, Распоряжением 1223/2009, так и международными нормами, напр. INCI (International Nomenclature Cosmetic Ingredients) т.е. Международная Номенклатура Косметических Компонентов.
Более того, знает ли зарубежный пользователь шампуней, гелей и кремов, что в Германии существует целый Союз Индустриальных Производителей Косметических и Моющих Средств (IKW, Industrieverband Körperpflege und Waschmittel e.V.), а в Швейцарии соответственно Швейцарский Союз Производителей Косметики и Моющих средств (SKW, Schweizerischer Kosmetik- und Waschmittelverband).
И знает ли читатель о том, что к участникам этой индустрии относятся концерны и компании из химического и фармакологического сектора, например такие гиганты как BASF, Bayer, Stada, Novartis, GSK и многие другие.
И удивится ли блондинка, если ей сообщить, что например в Швейцарии, средства для покраски волос регулируется в нормах с названием Распоряжение о Продуктах Питания и предметах повседневного пользования (Lebensmittel- und Gebrauchsgegenstände Verordnung, LGV), а на уровне Европы в отдельных Директивах и Распоряжениях (напр. Verordnung EG Nr. 1223/2009).
Темой же данной серии публикаций станет не скучные правовые будни и сухое перечисление норм, которые регулируют список химических составляющих из более чем 8 тысяч позиций, а результаты работы и поисков обществ по защите прав потребителей, по защиты окружающей среды или напр. Немецкого Информационного Союза Дерматологогических Клиник (IVDK, Informationsverbundes Dermatologischer Kliniken).
1.1. И так, что там, пишут нам мелким-примелким шрифтом на типичном геле для душа, с голубком или с фиалкой, с картинкой абрикоса или любых других фруктов от знакомого всем «NIVEA», «Dove» или «Fa». Начнём с самого простого: без лупы при хорошем освещении можно увидеть сначала только большие буквы, например PEG, после которых следует цифра.
Ну что ж, будем знакомы – это Полиэтиленгликоль (Polyethyleneglykole) и его разновидности (PEG-Derivate), то есть дериваты, от PEG-8 до PEG- 40 с целым рядом других названий, например PPG, Polyglycol, Polysorbat, Ceteareth-33 и др.
По десятибальной шкале опасностей для здоровья человека ему обычно присваивается от 6 до 8 баллов. Опасность состоит в том, что связывая жир и влагу вещество разрушает защитный мембранный слой кожи, давая в последствии беспрепятственно попадать в капиллярную систему кровообращения вредным субстанциям. Союз Дерматологогических Клиник (IVDK) уже отметил возможность аллергических и иных имунных реакций организма человека на вещества этой группы.
1.2. Даже если кожа человека не заметила воздействие предыдущего вещества, то на этом общение с фигурантами мелкого шрифта не заканчивается. Человек ведь, выйдя из душа, особенно в летнее время, обязательно воспользуется дезодорантом.
Ну вот, знакомьтесь: Диэтилфталат (Diethylphthalat), находясь не только в геле для рук, но и во вдыхаемом человеком «свежем» и «пахнущем», только что распылённом косметическом средстве: дезодорант. Содержится почти во всех видах и марках продуков данной категории «распылителей».
Ударение и важность в нём следует искать в той части, что «фталат».
Проникая не только через кожу, но и через слизистую при вдыхании, фталаты воздействуют не только на поверхностный защитный механизм кожи, но и заподозрены в токсикологических ударах по клеткам печени, почек, а так же систем продления рода, то есть репродуктивных функций любого любителя «пшикнуть из баллончика».
По десятибальной шкале имеет все 10 баллов и столько же разных имён, например: Alcohol Denat, Dimethylphtalat, DBT (Di-n-Buthylphtalat).
Практический смысл применения этого вещества в том, что благодаря ему связываются те ароматические вещества, которые несут с собой запах, т.е. в профессиональном жаргоне для фиксации алкоголя.
Фталаты, являясь индустриальным химикатом, известны своей опасностью уже с 1981 года, и присутствуют в европейском распоряжении о вредных веществах (EG-Altstoffverordnung, EWG Nr. 793/93).
Названы они изначально как «приоритетные вещества» (prioritäre Stoffе). Это означает, что при их производстве в определённом количестве они представляют угрозу, как человеку, так и окружающей среде, и должны быть урегулированы в нормах стран сообщества.
Вот и в Германии, во исполнение директивы 67/548/EWG (EG-Richtlinie 67/548/EWG) установлены критерии для определения опасности и рисков согласно GStoffVO (Gefahrstoffverordnung).
На вопрос, что они делают в косметических продуктах – ответ прост: что бы они не делали, находятся они там в «допустимых» пределах.
О том, что фталаты являются токсичными для репродуктивной функции (reproduktionstoxische Phthalate) и для эндокринной системы человека сказано ещё в некоторых документах, которые не относятся к теме косметики, а именно в Директиве ЕС о запрете химических веществ в детских игрушках (Spielzeugrichtlinie 2009/48/EG).
Такие фталаты как DEHP (Di-2-ethylhexylphthalat), DBP (Dibutylphthalat) и BBP (Benzylbutylphthalat) уже полностью запрещены ЕС для применения и нахождения в целом ряде предметов быта, гигиены и детских игрушках.
1.3. Теперь о приятном, которое вредно и даже частично запрещено. Нет, речь пойдёт не об алкоголе, не о табаке и не о взятках на рабочем месте, а речь пойдёт о приятных запахах.
Любой юрист, проработавший в химической индустрии хотя бы недолго знает, что и чем там пахнет, а также где всё это урегулировано и чем это может запахнуть, если не соблюдать это регулирование. Но автор обещал не утомлять читателя сухими нормами, статьями и параграфами, а оставаться самим собой, то есть таким же потребителем, как и читатель.
А знает ли обычный потребитель, что именно химическая промышленность ответственна за производство и передачу далее косметической промышленности синтетических ароматических веществ и что основой всех этих веществ является нефтепродукт. Ну вот, и подошли к нашей, правовой теме.
Знакомьтесь, основа всех основ производства любого синтезированного запаха – цитрал (Citral).
Любая «гамма» или «нота» любимого вами одеколона, духов, шампуня или геля для душа не может обойтись без этого продукта. Об этом может знать даже любой рядовой инвестор концерна BASF, регулярно читающий отчёты компании.
Исходное: Изобутен и Формальдегид, их производные, Пренол и Пренал, через изменение структуры своих молекул даёт основу для целого спектра ароматов, например лаванды (Linalool) или розы (Geraniol), уже не говоря об обычном лимоне и других цитрусрвых.
Годовой оборот упомянутой выше компании в выпуске данной «основы» для косметической индустрии составляет более сорока тысяч тон. И всё это для наших с вами лёгких, кожи, волос, ногтей, а так же всех внутренних органов.
Синтетические ароматы обычно делят по степени их «летучести»:
— к сильно летучими относятся напр. Limonen, Geraniol, Citral,
— к средней летучести: Eugenol, Lilial, Cumarin и
— тяжелой летучестью обладают напр. Farnesol, Benzylbenzoat, Benzylcinnamat.
Не трудно догадаться, что наиболее распространёнными «агентами» в большинстве косметических средств будут являться сильно- и средне-летучие, например Lilial и Cumarin. Их пока и рассмотрим с правовой точки зрения.
Применение большенства всех ароматичных веществ в Евросоюзе регулирует т.н. Распоряжение об ароматах (Aromenverordnung EG 1334/2008).
Вот и Cumarin, например, согласно этого распоряжения относится к веществам, которые запрещены к применению в пищевых продуктах.
Но его особые качества, такие как повышенная проникаемость в кожный покров человека, разумеется, привлекают любого производителя косметического средства.
А его производные (в виде 4-Hydroxycumarin) используются в медицине в качестве средств влияющих на сворачиваемость крови.
Может быть поэтому его применение в косметике хоть и практически не ограничено, но обязывает производителя указывать наличие вещества на любом продукте.
А вот применение кумарина (Cumarin) в табачных изделиях строго запрещено Распоряжением о табачных продуктах (Tabakverordnung).
По десятибальной шкале рисков кумарин находится между 8 и 9.
Следующий компонент средней летучести, Lilial, известный так же под «кличкой» БутилФенилМетилПропионал (Butylphenyl Methylpropional)
Уже в 2015 году этот компонент удостоился «особого статуса» от Научного Комитета по вопросам защиты Потребителей (Wissenschaftliches Komitee für Verbraucherschutz, SCCS) ЕС как «небезопасный элемент» в косметических ароматизированных продуктах.
В следующих частях о парабенах, формальдегидах, силиконах и нитрозаминах, а так же о судебных решениях высших инстанций и о новом в законодательной практике, о чём даже мелким шрифтом нигде не пишется.
(продолжение следует)
__________________________________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.