К написанию этой моей публикации меня побудил не только тот факт, что пусть и косвенно, теоретически тема могла бы относиться и к нашему сообществу Праворуб, которое является социальной сетью профессионалов, но и тот факт, что тема активно дискутируется сегодня законодателем в России в связи с регулированием сети интернет.
Так же, была у меня идея расширить данную тему и предложить её в качестве обмена опытом на предстоящей III Конференции Праворубцев в Москве. Но поскольку к огромному сожалению, моё участие в этой Конференции по определённым причинам пока невозможно, я хотел бы ограничиться форматом очередной статьи из моей очередной серии «О том как, ...».
И так, совсем недавно, а именно с 1 октября 2017 года, в Германии вступил в силу Закон, который напрямую регулирует поведение пользователей сети интернет.
Называется закон так: «Netzwerkdurchsetzungsgesetz» или сокращённо NetzDG, то есть Закон об улучшении правового регулирования в сфере социальных сетей.
Как можно понять из самого названия, законодатель решил нам всем, т.е. пользователям различных социальных сетей что-то облегчить, где-то улучшить и чем-то, как-то помоч, ну собственно, как всегда: мы себе живём, а законодатель нам «улучшает».
1. Целью закона является привнесение целого ряда специфических прав и обязанностей для социальных сетей и их участников.
Так, в общих чертах закон регулирует право для пользователей, чьи права нарушены другим пользователем сети, или теми, кто является жертвой т.н. черной рекламы или преследований (т.н. хейтеров), а так же так называемого сетевого криминалитета. Получение информации о нарушителе, становится не только правом пострадавшего, но и имеет теперь статус обязанности для устроителя социальной сети. Судебным же и прокурорским органам даются при этом полномочия для вынесения тех или иных решений, как по получению данных, так и по наложению штрафных санкций соответственно.
Ну кто из коллег например даже в российском сегменте интернета не встречался с массовыми и типичными вопросами граждан о тех или иных оскорблениях, преступлениях против чести и достоинства пользователя, совершенных либо анонимными пользователями, либо лицами, принадлежность которых к «нику» нужно ещё доказывать. Вот и в немецком сегменте «замучались пыль глотать» и решили упростить процедуру с помощью норм специального закона.
Все пользователи, которые так прикипели к социальным сетям и так не любят те или иные запреты своей т.н. «свободы самовыражения», теперь, после окончания переходного периода данного Закона с 01 января 2018 года, должны будут привыкать к тому, что администраторы и владельцы сети будут скорее склоняться к строгому соблюдению своих новых обязаннстей (сортировка, блокировка или удаление контента и пр.), чем рисковать стать фигурантом судебного или, чего хуже, уголовного преследования с новыми размерами штрафов (см. далее).
Это называется в данном Законе «введение комплаенс-правил» относительно жалоб пользователей, которые должны быть введены и функционировать для эффективной защиты обращающихся жертв сетевого криминалитета против личности в сети.
По сути Закон расширяет положения Закона о Телемедиях (TMG), которые и ранее предписывали обязанность предоставления данных нарушителя (см. § 14 TMG). Так, ранее регулировалась только обязанность о предоставлении данных в случаях, которые затрагивают область т.н. «интллектуальной собственности» например на контент.
Теперь же данным новым законом к защите в виде удаления контента или предоставления данных предлагаются все случаи, относящиея к т.н. «другим абсолютно защищённым правам личности».
Перечисление правонарушительных контентов, подлежащих к применению норм данного закона описаны уже в § 1 Aбз. 3 NetzDG. К ним относятся например:
— информация, ставящая под сомнение принципы демократического гос. устройтсва,
— фальсификации направленные или связанные с государственным предательством,
— нарушающие общественный порядок преступления информационного характера,
— оскорбления принадлежности к религиозным или иным мировозренческим сообществам,
— правонарушения, оскорбляющие право на сексуальное самоопределение,
— оскорбления, клевета и распространение сплетен,
— использование материалов глубоко личного характера с целью шантажа или иных преступлений против личности,
— искажение или постановка под сомнение общественно известных фактов
и т.д.
Владельцы социальных сетей, разумеется с помощью армии модератеров, обязаны теперь к соблюдению более жестких сроков для реакции на поступившие жалобы по указанным выше «наводкам».
Так уже в течение 24 часов после поступения жалобы очевидно нарушающий контент должен быть удалён или заблокирован (§ 3 абз. 2 Nr. 2 NetzDG). А в более сложных случаях предписан семидневный срок для принятия решений о блокировке или удалении контента.
2. Каково же практическое применение нововведений в обычных условиях и для обычных граждан которые часами ведут свои «словестные войны в социальных сетях».
Теперь участники таких воин, ставшие например жертвой явного оскорбления в письменной форме, вполне могут расчитывать на применение «правового ядерного оружия» в виде специального правового инструмента: Распоряжение суда (gerichtliche Anordnung), как с целью предоставления данных (имя, фамилия, адрес, улица и т.д.) нарушителя, так и с целью инициации иска против известного собеседника, в рамках которого владелец соц сети обязан оказывать содействие в предоставлении доказательного материала.
3. Ну а чем же так страшен новый закон для владельцев соц сети и какими санкциями предусматривается побуждать их к «сотрудничеству» с жалобщиком и с жертвой.
В этой связи для совещаний владельца с администраторами соц сети достаточно взглянуть на цифры, указанные в § 4 абз. 2 NetzDG. Там границей максимального штрафа хоть и является 5 миллионов Евро. Однако знающий юрист компании, которому наверняка поручат проведение «обучения персонала по вновь введённым законам» разъяснит, что другим законом о правонарушениях (OWiG), а именно § 30 абз. 2 ном. 3 OWiG, предуматривается возможность десятикратного увеличения размера штрафа.
Словом, умножай 5 лимонов Евро на десять, и где-то по середине находится зона риска по внимательному отношению к жалобам и жертвам оскорблений или иных преступлений против личности и других ценностей в социальной сети.
Разумеется, первым, кто объявил войну этому закону в Германии было «Правительство Фейсбукистана», которое на принятие данного закона отреагировало обвинениями государственной власти в неспособности обеспечивать то и это, и в стремлении возложить все свои недоработки на «бедных» владельцев сетей.
Данный краткий обзор, конечно же, не может передать всей тонкости применения нового законодателного инструмента Германии. Но вот в чём автор данного материала уверен, так это в том, что заказов у практикующих юристов и адвокатов по разъяснению населению и владельцам интернет-ресурсов существенно прибавятся, а именно на темы:
— когда, кого, где и за что можно «мочить» этим законом, в ходе «далеко зашедшего разговора в сети» или
— после размещения «семейного материала» или
— что такое «фальсификации направленные или связанные с государственным предательством» или где «границы сексуального самоопределения».
В слеудющих частях будет предложен более подробный разбор данной нормативной системы положений NetzDG, которая наверняка рано или поздно будет рассматриваться и российским законодателем в рамках глобального подхода к глобальным инструментам, независимо от языковых и культурных предпочтений.
Для интересующихся оригинальными источниками на языке законодателя, как обычно, в приложении текст закона.
_____________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.