К написанию данной публикации меня сподвигла тема другой публикации российского коллеги о том, что в России запущена компания по бережному обращению с бытовыми отходами и о том, какие новые законы её сопровождают в 2019 году.
В этой моей публикации на одном из многочисленных прецедентных примеров из практики в Германии по данной теме читатель получит представление о некоторых нормах и процессах в немецком праве, которые регулируют данный «мусорный» вопрос.
Для многих россиян, которые бывали в Германии, кроме многих других отличий в обустройстве быта в наших городах и странах, наверняка было заметно почти полное отсутствие жилых многоэтажных зданий в более чем 5-6 этажей и тем более т.н. «микрорайонов», как это почти повсеместно принято на просторах бывшего Союза.
А сохранившиеся микрорайоны с многоэтажками скорее всего встречаются чаще в восточной Германии, то есть на землях, где долгое время применялся советский опыт строительства. Но всё же достаточно многоэтажек есть ещё и в западной части Германии.
Одним же из признаков и особенностей многоэтажного строительства является в большинстве типовых проектов наличие т.н. «мусоропровода». Пользование этим средством утилизации отходов действительно удобно для жильцов верхних этажей и особенно, в случаях, когда не работает лифт. Обычно мусоропровод — это большая труба, проходящая через все этажи и имеющая на каждом этаже люк для сброса бытового мусора.
Как известно, вопросами правил строительства, допуском к строительству и соблюдением технических норм занимается в Германии законодатель на федеральном уровне. Происходит это в виде принятия или изменения земельных норм о строительстве (LBO, Landesbauordnung) в каждой Федеральной Земле с учётом положений основного федерального закона о строительства (BauO). Таким образом, каждая Федеральная Земля Германии может (в определённых рамках) самостоятельно принимать те или иные решения в области требований к возводящимся или к уже существующим объектам.
И вот, ещё в далёком 2002 году законодатель Северной Рейнвестфалии принял поправки в такие строительные нормы (LBO), которые запрещают дальнейшее использование мусоропроводов в многоэтажных жилых строениях и обязывают сообщества домовладельцев прекратить пользование мусоропроводами к 31.12.2013.
Сообщество владельцев одного многоэтажного дома на берегу Рейна в городе Кёльн с прекрасным видом на город и Рейн, решило не подчиниться администрации города. Администрация же своим распоряжением в 2010 году обязала владельцев приостановить пользование мусоропроводом.
Распоряжение основывалось на требованиях Земельного законодательства и обосновывалось сразу несколькими обстоятельствами, которые неразрывно связаны с обязанностью граждан в раздельном сборе мусора.
Напомню, что эта обязанность заложена в Законе об обороте отходов (Kreislaufwirtschaftsgesetz, KrWG), а именно в §§ 11 и 14 KrWG, относительно компоста, стекла, пластика и пр. А несоблюдение этой обязанности влечёт за собой штрафы в размере аж до 2.500 Eвро.
По мнению администрации города, с одной стороны, пользование мусоропроводом не обеспечивало соблюдение этих требований о разделении мусора (пластик, стекло, картон, компост, электро- и хим-отходы) и не давало возможности гражданам с помощью трубы соблюдать такую обязанность.
С другой стороны, контроль санитарного состояния мусоропровода регулярно выявлял нарушения и отклонения в чистоте окружающего воздуха, включая создание среды для размножения грызунов. А скопления разного рода мусора в одном баке у подножья здания уже не раз создавало угрозу возникновения возгораний.
В данном деле о мусоропроводе, которым занялся Административный суд Кёльна (см. ном. акт.: 2 K 5193/10), сообщество владельцев выступало в роли истца против решения администрации города.
Кроме всех прочих требований к администрации о том, что якобы возможна модернизация мусоропровода или переоборудование его к раздельному сбору мусора, сообщество выдвинуло ещё один аргумент, который видимо должен был стать «контрольным выстрелом». А именно, норму о строительстве (LBО) которая запрещает пользование мусоропроводом владельцы сочли антиконституционной и нарушающей права граждан в части участия в законодательном процессе.
Административный суд счёл, что данные запретные нормы и распоряжение преследуют более глобальную и общественно-полезную цель, призванную не только к заботе о среде обитания, но и к экономному использованию ценных ресурсов, что относится к результатам труда всего сообщества. Интересы же конкретного сообщества владельцев должны отступить на второй план.
Перефразируя известную римскую пословицу, применительно к данному случаю можно сказать: «немало мусора утекло с тех пор», более пяти лет прошло. И вот теперь, уже в многих Законах Федеральных Земель существует прямой запрет на эксплуатацию мусоропроводов в многоэтажных зданиях. Для интересующихся, вот список этих Федеральных Земель:
Bayern
Brandenburg
Bremen
Nordrhein-Westfalen
Schleswig-Holstein
Saarland
Но на этом дело не заканчивается. С какого числа или с какого года в других Федеральных Землях в нормы о строительстве (LBO) готовят к вводу данный запрет и чем это грозит владельцам или потенциальным покупателям квартир в таких объектах — вопрос, который следует вовремя обсуждать со специалистом права.
При этом следует помнить, что нынешние владельцы таких объектов в таких Федеральных Землях разумеется заранее знают о подобных рисках и уже до вступления запрещающих поправок в LBO постараются найти покупателя для своего объекта (с большой вонючей трубой), но с прекрасным видом на город, окраины или реку.
Покупатель же в последствии должен будет стоять перед фактом устранения этой трубы за свой счёт и в установленный администрацией срок.
Мы поможем сориентироваться в правовых особенностях и рисках любого объекта недвижимости в Германии и вовремя их учесть.
______________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.