Практика, существующая на территории района, республики и регионов, говорит о том, что больше всего конфликтных ситуаций между гражданами и властью возникает именно в сфере ЖКХ (формирование необоснованных и непрозрачных тарифов, низкое качество услуг, отсутствие возможности выбора). Об этом свидетельствует большое количество исков, подаваемых в суды как предприятиями, оказывающими услуги в жилищно-коммунальной сфере, так и самими гражданами.
Попытка людей разрешить конфликт через судебные органы подтверждает мнение инициаторов мероприятия о том, что власть не слышит их, не хочет помочь улучшить условия жизни, установить ясные и понятные правила работы. Открывая слушания, один из их инициаторов адвокат Олег Юрьевич Юскин акцентировал внимание аудитории на ст. 7 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является социальным государством, гарантирующим права и свободы гражданам, в котором не должны приниматься законы, ухудшающие положение населения.
На слушаниях делились опытом те, кто прошел через все трудности и до сих пор испытывает последствия 122-го федерального закона, прозванного «зурабовским». Подверглась критике законотворческая инициатива республиканских и районных властей, поспешивших на основе федерального закона издать подзаконные акты, постановления, ухудшившие положение жителей республики.
О том, как законодательство Российской Федерации регулирует порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг и как это происходит на самом деле, на конкретных примерах рассказала Тамара Михайловна Кропачева, ветеран педагогического труда, учительница Якшур-Бодьинской средней школы. На четыре года затянулось отстаивание своих прав работниками народного образования района на получение льгот по жилищно-коммунальным услугам.
За это время она и ее коллеги тщательно изучили все документы, которые составляют базу их правовой позиции. Инициативная группа педагогов выяснила, что законы и документы субъекта не могут противоречить федеральным законам; что работники образовательных учреждений освобождены от оплаты излишних метров; что в республике при внесении изменений и дополнений в закон от 21.11.2005 г. № 163 «О порядке предоставления мер социальной поддержки работникам госучреждений Удмуртской Республики» ссылались на федеральный документ от 6.05.2003 г. №52 « О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
Действительно, говорит Кропачева, закон предоставляет право субъектам устанавливать своими законодательными актами размер, условия, порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Но нарушен основной принцип принятия законодательного документа, затрагивающего социальные права граждан — принцип неухудшения их положения. В результате, утверждают инициаторы мероприятия, льготы уменьшены, условия предоставления льгот ухудшены.
В чем проявляются негативные последствия принятых решений?
—На основании постановления главы Администрации Якшур-Бодьинского района № 14/04 от 24 декабря 2005 года льготы по жилищно-коммунальным услугам заменены компенсацией, которую могут получать специалисты бюджетной сферы, работающие на селе, — разъясняет ситуацию председатель профкома работников культуры Галина Семеновна Третьякова.
— До выхода 122-го федерального закона, послужившего основанием для принятия подзаконных актов на местах, льготы бюджетникам предоставлялись по общему списку через бухгалтерию отдела народного образования без особых проблем и в полном объеме. Теперь вместо льгот — компенсации. Изменены и размер, и порядок их получения. В бухгалтерию своего учреждения необходимо представить массу документов: заявление, справки о составе семьи, о зарплате каждого работающего и размере пенсии, если с вами проживает пенсионер, копию техпаспорта дома владельца, оригиналы отчетных расчетов по квартплате, отоплению газом, накладные о покупке дров, квитанции об уплате за электроэнергию, не забыть указать о других доходах. И только тогда родная организация выплатит компенсацию.
А размеры ее — смешные. По нашим расчетам, сообщила ГС. Третьякова, жильцы многоквартирных домов со всеми удобствами получают компенсацию в размере 18 процентов понесенных затрат. Отапливающим дом дровами возмещают расходы лишь за 18 квадратных метров, то есть примерно за 5 кубометров дров. А они нынче ой какие дорогие! Хотя расчеты за кубометр для льготников одни, покупать-то приходится по высоким ценам.
По документам, продолжает Галина Семеновна, возмещение затраченных сумм на выплату льгот (компенсаций) производится ежемесячно по представлении оригиналов платежных документов. Фактически расходы возмещаются по мере поступления сумм на счета учреждений. За первый квартал организация еще не производила расчеты, поэтому никто не получил ни копейки.Местные чиновники хорошо усвоили опыт предшественников, придерживающихся принципа «разделяй и властвуй».
Разрушив налаженную систему, раскидали получателей льгот по учреждениям, установили свой порядок, свои условия. Теперь можно придраться к зарплате, недвижимости, ее излишкам. Создан такой частокол препятствий, который не все выдерживают.
Люди с маленькой зарплатой еще пытаются собирать ворох документов, тратя на это уйму времени и нервов. Инициативные граждане при поддержке общественных организаций, в частности, в районе — профсоюзов, обращаются в суды. На слушаниях приводились такие цифры. В прошлом году из 417 медицинских работников компенсацию получили 319, из 1204 педагогов — 534, из 260 работников культуры — 60.
Самыми ущемленными оказались молодые специалисты, работающие в учреждениях с января 2006 года: им не выплачивается даже компенсация. Поэтому сегодня и судятся работники народного образования, здравоохранения, культуры. Они доказывают, что, работая в своих организациях, должны получать льготы за жилищно-коммунальные услуги в прежнем объеме. Новые расчеты, компенсирующие эти выплаты, не покрывают расходов, которые они производят.В республике до сих пор не принят закон, который регулировал бы отношения между бюджетами разных уровней. Известно, что все затраты, которые несут регионы и районы, оплачивая компенсации за льготы сельских бюджетников за ЖКУ, субсидируются из федерального бюджета.
Но как проходят деньги через разные уровни, как используются на местах? Граждан с активной жизненной позицией этот вопрос очень беспокоит. Они отмечают, что в движении этих средств никакой прозрачности нет. Предложение провести проверку поступления субсидий на возмещение льгот и фактических расходов из федеральной казны в нижестоящих уровнях было принято единогласно. Серьезный разговор шел также о порочной практике утверждения в Якшур-Бодьинском районе тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги, затрагивающие интересы граждан. Свою точку зрения высказали руководители предприятий, предоставляющих ЖКУ. К сожалению, представители местной власти не пришли на встречу.
Организаторы слушаний сделали важный шаг к диалогу по этой животрепещущей проблеме. Им не нужна конфронтация. Задача — повлиять на власть силой общественной мнения, привести стороны за стол переговоров. Власть должна жить и работать не для себя — для избравших ее граждан. В завершение мероприятия все присутствующие поддержали предложение организаторов слушаний о создании рабочей комиссии по разрешению противоречий, возникши по поднятому вопросу, из числа граждан, депутатов районного Совета, представителей администрации.
Удмуртская правда, 24.06.2007 г.