Профилактика совершения правонарушений является основной и главной задачей сотрудников правоохранительных органов. С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних создано и работает специальное подразделение в органах полиции и принят Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-от 24 июня 1999 г., который регулирует правоотношения в данной сфере.
Согласно ст. 22 указанного Закона в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния.
Решение о направлении несовершеннолетних правонарушителей принимает суд на основании представления начальника отдела полиции. Основная масса таких представлений рассматривается судом с участием адвокатов по назначению суда и за счет государства, поскольку несовершеннолетние которые предстают перед судом в основной своей массе из неблагополучных семей или семей с низким уровнем доходов и не могут самостоятельно оплатить юридическую помощь.
Само рассмотрение представления является действием не для слабонервных, поскольку несовершеннолетние (практически еще малые дети) в момент рассмотрения дела судом находятся в глубочайшей психотравмирующей ситуации: плачут, огрызаются. умоляют, впадают в истерику, хватаются за родителей и просят суд не направлять их в ЦВСНП.
По назначению суда (согласно графика, установленного палатой) мне довелось защищать права и свободы несовершеннолетнего С. в суде. При ознакомлении с материалами дела в отношении несовершеннолетнего С. перед судебным заседанием было установлено. что меры воспитательного характера, которые принимались сотрудниками полиции, педагогами и психологом носили формальный характер, контроль за подростком был эпизодическим и не носил системный характер. беседы велись крайне редко, по месту жительства подростка никто нет навещал, коррекционные действия и воспитательные меры были недостаточно продуманными и в основной своей массе имели формальный характер, что нашло свое подтверждение в материалах дела и в суде при обсуждении представления.
Суд при рассмотрении представления отошел от формализма и довольно тщательно изучил материалы представления, внимательно выслушал позицию несовершеннолетнего, его матери и защитника и принял решение об оставлении представления начальника отдела полиции о помещении в ЦВСНП несовершеннолетнего С. без удовлетворения. Судом было установлено. что доказательств для удовлетворения представления недостаточно, сведений что несовершеннолетний С. вышел из под контроля матери и склонен к правонарушениям не представлено, профилактическая работа с подростком не проводилась.
Суд руководствуясь позицией защитника и матери несовершеннолетнего в своем решении указал, что проводимая с подростком профилактическая работа является явно не достаточной и применение такой меры воздействия на подростка, как помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей преждевременной.