
(Википедия)
Эта история начилась в сентябре 2005 года.
Военнослужащий Маркин развелся с женой в день рождения их третьего ребенка, а несколькими днями позже они заключили соглашение, согласно которому трое их детей будут жить с отцом.
Отец троих детей обратился к начальнику его воинской части с просьбой о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижении возраста трех лет, однако ему было отказано, т.к. такой отпуск может быть предоставлен только военнослужащим-женщинам.
Маркину был предоставлен трехмесячный отпуск, но несколькими неделями позже он был отозван из отпуска на службу. Его жалоба на отзыв из отпуска, в апреле 2006, была отклонена военными судами.
В марте и апреле 2006 военные суды также отказали в удовлетворении требования Маркина о предоставлении трехлетнего отпуска по уходу за ребенком.
В октябре 2006 начальник воинской части предоставил Маркину отпуск по уходу за ребенком до сентября 2008, а 08.12.2006 военный суд вынес частное определение в адрес начальника воинской части за игнорирование судебных решений.
В августе 2008 Маркин обратился в Конституционный Суд РФ, оспаривая неконституционность законоположений, касающихся трехлетнего отпуска по уходу за ребенком, однако определением Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 ему было отказано в принятии к рассмотрению жалобы.
В своем решении КС РФ указал, что разное отношение к военнослужащим-мужчинам и военнослужащим-женщинам в части предоставления отпуска по уходу за ребенком, оправдано особой социальной ролью матерей в воспитании детей.
В отличие от отпуска по родам отпуск по уходу за ребенком связан с последующим периодом и предназначен дать возможность заботиться о ребенке дома.
В отношении этой роли оба родителя находятся в сходном положении; а также о том, что военная служба требует непрерывного исполнения обязанностей и что, следовательно, массовое получение военнослужащими-мужчинами отпусков по уходу за ребенком окажет негативное воздействие на боеготовность вооруженных сил.
Ссылаясь на ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод во взаимосвязи со ст. 8 Конвенции, Маркин подал жалобу в ЕСПЧ на отказ предоставить ему отпуск по уходу за ребенком, утверждая, что отказ является дискриминацией по признаку пола.
И вот, 07.10.2010 года, Европейский Суд по правам человека вынес Постановление по делу «Константин Маркин против России» (CASE KONSTANTIN MARKIN v. RUSSIA), жалоба № 30078/06.

Критикуя определение КС РФ, ЕСПЧ также указал: «в самом деле, отсутствуют экспертные оценки или статистические исследования числа военнослужащих-мужчин, которые могут претендовать на получение трехлетнего отпуска по уходу за ребенком и которые хотели бы его получить.
Таким образом, Конституционный Суд РФ основал свое решение на чистом допущении».
ЕСПЧ счел, что непредоставление военнослужащим-мужчинам права на отпуск по уходу за ребенком, в то время как военнослужащим-женщинам такое право предоставлено, разумно не обосновано.
ЕСПЧ шестью голосами против одного постановил, что была нарушена ст. 14 Конвенции во взаимосвязи со ст. 8 Конвенции.
Реакция России на решение ЕСПЧ.
Пожалуй, еще ни разу российские власти не были столь решительно настроены против очередного постановления Европейского Суда по правам человека.

Но ситуация, возникшая после принятия Европейским Судом постановления от 7 октября 2010 года по делу “Константин Маркин против России„, изменилась кардинальным образом. Впервые Европейский Суд в жесткой правовой форме подверг сомнению решение Конституционного Суда России».
Председатель Европейского Суда Жан-Поль Коста, расположившийся в президиуме форума рядом с Валерием Зорькиным, не принял его вызов и не стал комментировать Постановление Европейского Суда по делу «Константин Маркин против России», сославшись на то, что оно не прошло еще окончательной процедуры вступления в силу.
И, действительно, у России был шанс пересмотреть выводы состоявшегося Постановления в Большой Палате Европейского Суда.
11 декабря 2011 года в резиденции Президента России Д. Медведева в Горках состоялась его традиционная встреча с судьями Конституционного Суда России накануне государственного праздника – Дня Конституции.
Находившийся там Зорькин В.Д. заявил: «…Одно дело, когда разрешается конкретный, скажем, спор о праве между гражданином Ивановым против Российской Федерации, и другое дело, когда в этом решении даются так называемые рекомендации общего характера, в том числе появляются, например, выводы о том, что плохой закон, закон нужно отменить, изменить и так далее. И тогда возникает вопрос, кто ставит конечную точку над “i„. Сама Российская Федерация, которая определяет конкретные меры общего характера, или всё же мы имеем дело с наднациональным правосудием, которое заменяет конституционное правосудие? Проблема не так легка, как кажется на первый взгляд».
Президент РФ Медведев Д.А. высказался следующим образом: «…Как мне представляется, мы всё-таки никогда не передавали такую часть своего суверенитета, суверенитета России, которая позволяла бы любому международному суду или иностранному суду выносить решения, изменяющие наше национальное законодательство.
Кстати, такой позиции придерживаются и многие европейские страны, которые гораздо более тесно, чем мы, интегрированы в европейские же институты».
То есть тема дела «Константин Маркин против России», хоть и в неявном виде, но была предметом обсуждения высших должностных лиц России.
И вот, 20 декабря 2010 года, Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин от имени власти России направил в Европейский Суд ходатайство о передаче дела «Константин Маркин против России» на рассмотрение Большой Палаты.
Однако от каких либо комментариев по делу «Константин Маркин против России» Георгий Матюшкин уклоняется. Срок обжалования Постановления ЕСПЧ истек в январе 2011 года, но до сих никакой достоверной информации, о подаче жалобы от имени России или об ее отзыве, нет.
В итоге, на запросы СМИ в адрес Уполномоченного РФ при ЕСПЧ Матюшкина, был полутен короткий ответ руководителя аппарата А.М. Федорова: «передача соответствующего обращения для возможной публикации, в том числе частичной, а также для публичного обсуждения не представляется возможной».
В чем причина негодования со стороны КС РФ
Казалось бы, что это одно из тысяч решений в пользу граждан РФ, так почему же именно это решение вызвало столько критики со стороны властей РФ?
На мой взгляд ответ кроется в том, что примерно за 8 месяцев до этого, т.е. в феврале 2010 года, в СМИ появились заголовки статей о том что "Российская Фемида поделилась со Страсбургом частью своего суверенитета".
Связано это было с другим решением КС РФ, в соответствии с которым ст.392 ГПК РФ, хотя и была признана конституционной, но получила толкование, согластно которому отсуствие в статье ссылки на возможность пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в связи с решением ЕСПЧ по конкретному делу, не может являться препятствием для пересмотра дела в суде. В таких случаях приминяется аналогия с положениями АПК РФ.
Вот так поделившись своим суверенитетом, КС РФ тут же получил «по носу» за то, что разумно не обосновал свое решение по делу Маркина.
То ли еще будет...
___________________________________________
Настоящая статья подготовлена при использовании официальных источников, а также информации из различных СМИ
А перевод решения ЕСПЧ можно посмотреть здесь.