Вчера в журнале «Колеса» была опубликована статья «Скрутка пробега» автомобиля способна «подвезти» к УК. В статье отмечается, что с таким предложением выступают многие эксперты, считающие незаконным «скручивание» показаний приборов автомобилей, выставляемых на вторичном рынке.

Формированию рынка по мировым образцам препятствуют непрозрачные отношения между продавцами и покупателями, утверждают специалисты. В данной сфере могли бы помочь законодательные инициативы, полагают они.
«Самое основное, что надо сделать на законодательном уровне для улучшения атмосферы вокруг б/у сегмента — это ввести уголовную ответственность за коррекцию показаний одометра или, иными словами, за скрутку пробега автомобиля», — отмечает гендиректор компании «АВТОПробег» Сергей Ткачев.

Ему вторит и заместитель коммерческого директора ООО УК «ТрансТехСервис» Ленар Шакиров, по словам которого, необходимо законодательно запретить скручивание пробега на а/м и ввести за данное нарушение уголовное наказание.

Это особенно актуально, учитывая, что по дорогам России большей частью ездят «бэухи». К такому выводу пришли эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в результате проведенного опроса. Причем большая часть автомобилей «прописана» в Москве и Санкт-Петербурге.

Проблема, действительно, актуальна и, несомненно, требует разрешения. Вопрос заключается, однако, в возможности и необходимости введения уголовной ответственности за скручивание пробега владельцем автомобиля перед продажей. По действующему Уголовному кодексу привлечь такое лицо к уголовной ответственности невозможно. (Мелькнула мысль о мошенничестве, но отпала по причине отсутствия признаков хищения.)

Следовательно, придется вводить уголовную ответственность конкретно за скручивание пробега. Однако для признания скрутки пробега преступлением необходимо, чтобы эти действия обладали высоким уровнем общественной опасности. Нельзя признавать преступлением все подряд.

Очевидно, что действия по скручиванию пробега не дотягивают до того уровня общественной опасности, при котором они могут считаться преступлением. Приведем для убедительности уместный, как нам кажется, в данном случае исторический пример. Петр I, разъяренный известиями о фактах повсеместного воровства, приказал генерал-прокурору Ягужинскому написать указ, что всякий, укравший больше, чем на веревку, будет повешен. Ягужинский улыбнулся и сказал: «Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором один, без служителей и подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой». Государь рассмеялся и про указ забыл.

Тем не менее, подчеркнем еще раз, что мириться со сложившимся положением нельзя. Нам представляется, что проблему можно и нужно решать, но иными,  а не уголовно-правовыми мерами.

Например, при продаже бывшего в употреблении автомобиля предусмотреть обязательную экспертизу по вопросу наличия/отсутствия коррекции показаний одометра.

Кстати говоря, без проведения такой экспертизы не могло бы быть и речи о привлечении виновного к уголовной ответственности, если бы последняя была введена.
Конечно, это расходы, но думается, что продавец и покупатель сумеют договориться о плате за ее проведение. Не исключены и другие варианты решения проблемы…
(Статья была опубликована на сайте viperson.ru)

Да 36 36

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Гольцман Вероника, Морохин Иван, Цыганков Владимир, Кириллов Александр, Местная Лика, Солдатенков Владислав, Бозов Алексей, Орешонков Константин, К_М_В_, Арутюнов Александр, Elizaveta, +еще 8
  • Юрист Гольцман Вероника Васильевна 27 Мая 2011, 14:51 #

    Даже уголовной ответственностью не решить данную проблему.

    +2
  • Адвокат, модератор Морохин Иван Николаевич 27 Мая 2011, 15:19 #

    Авторы идеи установления уголовной ответственности за «скрутку», случайно сами не на «колесах» сидят? :x
    Иногда я затрудняюсь даже приличное определение подобрать для таких инициаторов-квалификаторов, которым «мошенство» мерещится на каждом шагу, но об обязательности элемента хищения в этом составе, даже не подозревают :@

    +5
  • Адвокат Цыганков Владимир Михайлович 27 Мая 2011, 15:25 #

    Полагаю, что данную проблему можно решить гораздо проще, чем законодательным определением состава уголовного преступления за скрутку (пример насчет длины веревки очень демонстративен).
    Хорошо, состав преступления — скрутка спидометра.
    Задачка. У автомобиля было три владельца. Как реально доказать, что скрутку произвел конкретный владелец, когда и каким образом? Т.е. главная проблема: место и время совершения преступления.
    И ещё: за сколько километров скрутки наказывать уголовно?
    Итак, «а ларчик просто открывался»: обязать службы технического осмотра вносить в талон тех.осмотра данные о пробеге, а владельца — хранить талоны ТО в паспорте автомобиля. Тем более, что сама процедура ТО проходит кардинальную реорганизацию.

    +5
  • Адвокат Кириллов Александр Николаевич 27 Мая 2011, 15:54 #

    А почему бы и нет. Закрепим все это дело законодательно, введем уголовную ответственность, установим обязательную и платную процедуру проверки одометра, передадим исключительные полномочия таким конторам, как «Автопробег», и будем кормить их с ложечки, испытывая жалость за то, что они, бедняжки, не в состоянии продать свой вторичный хлам, ссылаясь на пробелы в формировании рынка по мировым образцам. Мировой образец вообще далек от торговли вторичкой на внутреннем рынке, а правовые проблемы связаны не со скруткой одометров, а с присутствием на рынке угнанных б/у авто, искупавшихся в волнах цунами и т.д., чему, кстати, и способствуют такие компании, как Автопробег и им подобные.

    +6
  • Студент Местная Лика 27 Мая 2011, 16:13 #

    Если за это наказывать, то закроется немалое количество автодилеров.

    +2
    • Denis 02 Июня 2011, 15:30 #

      Ну тогда да, тогда не надо наказывать

      0
  • Strogiy 27 Мая 2011, 16:20 #

    Маразм какой-то, если честно. Мне кажется, все понимают и знают, что нулевой пробег — это сказка. Но это учтено, собственно и в цене. Дешевле тогда гнать машину самому, чем платить кому-то за экспертизы.

    +3
  • Klava 27 Мая 2011, 16:26 #

    Раз такие мысли завитали, значит и будет УК за скрутку… Законодатели к этому запросто могут прийти

    0
    • Denis 02 Июня 2011, 15:48 #

      Слушайте, такое ощущение, что комментируют статью люди, которые сами живут только тем, что продают автомашины со скрученным пробегом. Удивительно как все единодушно взялись осуждать эту инициативу. Я считаю, если ты живешь честно, то тебе и бояться такого наказания нечего, по мне так, пусть хоть расстреливают недобропорядочных продавцов, толку и то больше будет. Оттого у нас в стране столько ворья и криминала, потому что народец у нас лояльный ко всякого рода мрази, ворью и пр., вы мол нас имейте как хотите, мы все стерпим, а наказывать нам вас просто жалко, это же такие мелочи, ну подумаешь пробег скрутил, продал машину тысяч на 20 дороже чем она стоит. Многие здесь ударились в рассуждения о том, а как же это доказать, а как же то доказать… Люди, вопрос сбора доказательственной базы чисто технический, а здесь обсуждается принципиальная позиция о том, надо ли наказывать за такие вещи или нет. Никто не призывает карать всех подряд без установления умысла на хищения и вины, а только за сам факт того, что в твоей машине оказался скручен пробег. Это же бред чистой воды. Я считаю, что самостоятельного состава в данном случае в УК РФ вводить не надо, достаточно будет имеющейся ст. 159. По поводу отсутствия признаков хищения не могу согласиться. Если ты продаешь свою машину дороже, чем она на самом деле стоит, только из-за того, что скрутил пробег на пару сотен, то как раз та разница в ценах и есть размер хищения. Понятно, что «дороже» или «дешевле» это все понятия оценочные, но все же… повторюсь, мы обсуждаем здесь принципиальную позицию.

      0
      • Студент Elizaveta 02 Июня 2011, 16:33 #

        Принципиальная позиция здесь простая — покупая машину, нужно все проверить, и если есть признаки «скрутки», просто отказаться от покупки, и искать другого продавца, а не огород городить и выдумывать новые основания уголовной ответственности.
        Покупатель всегда голосует своим кошельком, вот и весь смысл.

        +3
        • Denis 02 Июня 2011, 17:10 #

          Елизавета, безусловно машину проверять нужно, и если что-то с ней не так, то лучше не покупать, тут вы, конечно, правы. Но кроме того, чтобы «голосовать кошельком» необходимо ведь еще какие-то превентивные меры проводить, чтобы недобросовестным продавцам не повадно было пытаться нас обмануть. Получается, что голосуя кошельком, мы этим кошельком каждый раз и рискуем и нет никаких гарантий, что избежав подвоха сегодня, мне не избежим его завтра. А чем же рискуют нечестные продавцы..., ничем, если машину сегодня не купите вы, то в конце концов кто-то другой уж точно купит, может раза с десятого и через месяц. А это я считаю неправильно даже с человеческой точки зрения, избежав обмана самому, позволить, чтобы обманули других, хотя, вы безусловно, правы, это в менталитете нашего народа, мол моя хата скраю… я избегу покупки машины со скрученным пробегом, а после меня хоть трава не расти, плевать на все и на всех… грустно что так

          +3
  • Tayri 27 Мая 2011, 16:44 #

    Вот скажите пожалуйста для чего еще и за это наказывать? Они цепляются за какие-то мелочи, когда вокруг творится полная неразбериха.

    +2
  • Пётр Неделько 27 Мая 2011, 16:46 #

    Не думаю, что эта, вроде бы, справедливая мысль сможет реализоваться. Ведь есть же пословица, что на рынке два дурака — покупатель и продавец.

    +2
  • fil_lock 27 Мая 2011, 17:05 #

    А мне кажется, что ответственность в данном случае должна носить гражданско-правовой характер. Лицо, приобретшее автомобиль с «отмотанным» назад спидометром, вправе отказать от такой покупки, которой корреспондирует обязанность продавца вернуть уплаченные денежные средства и компенсировать иные убытки. Уголовная ответственность все-таки должна быть скальпелем, но не дубиной, что видимо и имелось ввиду в истории с Петром I.

    +8
  • Юрист Солдатенков Владислав Игоревич 27 Мая 2011, 20:08 #

    Интересно как например в США победили эту проблему? Неужели в других странах предусмотрена уголовная ответственность?

    +2
  • Адвокат Бозов Алексей Анатольевич 27 Мая 2011, 21:21 #

    То, что ст.159 УК РФ в данном вопросе не применима, это очевидно и автор сам признает, но никто не отменял ст.165 УК РФ, там признак хищения напротив не должен присутствовать, но это теория, а если практически, то причем здесь показания пробега? Это лишь один из многих и то косвенный признак по которому оценивается качество и следовательно цена автомобиля. Если по заключению специалиста авто в отличном состоянии и цена справедливая, то при чем тут пробег?

    +4
    • Адвокат Арутюнов Александр Арташевич 28 Мая 2011, 10:28 #

      Уважаемый Алексiй Анатольевич! Не могу согласиться с наличием в данном случае ст. 165 УК РФ, потому что в ней предполагается причинение ущерба в виде упущенной выгоды. Во всяком случае, такова позиция Верховного Суда РФ.

      +2
      • Адвокат Бозов Алексей Анатольевич 28 Мая 2011, 10:35 #

        В целом с вами согласен, потому сослался на теорию, однако не могу не отметить, что позиция ВС РФ касается частного случая, ну а дальнейшая практика применения может еще преподнести сюрпризы, как не раз уже бывало.

        +2
  • Адвокат Орешонков Константин Владимирович 27 Мая 2011, 22:09 #

    Инициатива дурацкая.
    ↓ Читать полностью ↓
    Для уголовной ответственности необходимо установить не только обстоятельства скрутки спидометра, которые далеко не всегда можно установить, даже, если обязать кого-нибудь делать соответствующие отметки в документах.
    Как ущерб посчитать?
    Этот же вопрос относится к гражданско-правовой ответственности.
    На автомобильных сайтах пробег а/м характеристика косвенная и далеко не всегда больший пробег свидетельствует о более низкой цене, в конечном счете все упирается в состояние автомобиля и желание продавца получить определенную сумму. Собственно все оценочные экспертизы, которые производятся соответствующими специалистами носят довольно условный характер по следующим причинам:
    1. Статистика штука хорошая, но для того, чтобы закон больших чисел дал более менее приемлемый результат нужно брать с аналогичными данными не 5-6 машин, как делают обычно, а существенно больше.
    2. Объявления о продаже машин это всегда только объявление, реальная цена сделки почти всегда ниже, и бывает, что весьма существенно, но она скрыта от статистики, и от нас, так как в договоре купли-продаже (справка-счет) крайне редко указывают реальную цену. Как следствие реальная цена на рынке всегда ниже, чем цены в объявлениях.

    Спрашивается, а как оценить разукомплектование а/м или замену деталей, оборудования на другие, подешевле. Реального механизма для решения подобных вопросов создать невозможно, собственно поэтому древние греки и римляне имели одного бога для воров и торговцев.

    Примечание
    "… Так или иначе надо было подготовить машину.
    Сначала мы обработали все лакированные поверхности полировочной во-
    дой. «Кадиллак» засверкал как никогда и прямо на глазах подорожал на
    добрую сотню марок. Затем мы залили в мотор самое густое из всех возмож-
    ных масел. Поршни были уже не первосортными и слегка постукивали. Вязкое
    масло компенсировало этот дефект, и мотор работал удивительно спокойно и
    ровно. Коробку скоростей и задний мост мы тоже заправили густой смазкой,
    чтобы и они вели себя бесшумно.
    Потом решили проверить все на ходу — поблизости была сильно разбитая
    дорога. Мы прошли по ней на скорости пятьдесят километров. Кузов кое-где
    побрякивал. Мы снизили давление в баллонах на четверть атмосферы и пов-
    торили проверку. Дело пошло лучше. Выпустили еще четверть атмосферы. Все
    посторонние звуки исчезли… " (Ремарк «Три товарища»).

    +2
    • Merri 28 Мая 2011, 23:50 #

      Константин Владимирович, ваша цитата Ремарка как нельзя в тему, именно так все и есть на самом деле. Причем я думаю, что Алексей Анатольевич хотел сказать тоже самое, но только своими словами:)

      +3
  • Госслужащий К_М_В_ 28 Мая 2011, 01:35 #

    А в Японии есть уголовная ответственность за продажу автомобиля на аукционе со скрученным пробегом.

    +8
  • Alexandr 28 Мая 2011, 05:15 #

    И каким образом можно будет доказать, что именно владелец автомобиля сам скрутил показания и тем что-то нарушил?

    +5
  • Denis 02 Июня 2011, 15:15 #

    Статья вообще ни о чем, какие-то прописные истины про необходимость проведения экспертизы и пр… По названию статьи можно было бы сделать вывод, что автор в ней раскроет эту небезинтересную тему, ну или хотя бы выводы какие-то в ней интересные можно будет найти… но увы, кроме воды с ступе вообще ничего нет.  И почему же у автора сразу же отпадает мысль о мошенничестве??? «потому что машина еще не продана, а значит нет признаков хищения» — делает глубокомысленный вывод автор. А кто вообще здесь говорит об уголовной ответственности за факт скрутки пробега? Ну скрутил ты себе пробег и ездишь дальше на этой машине, естественно здесь нет никакого хищения, это и дураку понятно, так зачем вообще об этом писать. Но как только ты эту машину продашь, при условии, что будет доказано, что пробег скрутил именно ты и именно с целью продать ее по более высокой цене, чем та, на которую ты мог расчитывать с нескрученным пробегом, то тут уж извините, на лицо все признаки мошенничества. Плюс ко всему не очень удачный пример с Петром 1, этот факт вообще до сего дня был неизвестен. Но, кстати, если бы по такому указу вздернули бы тыщенку другую людишек, я думаю воровство бы снизилось на порядок.

    0
    • Адвокат Цыганков Владимир Михайлович 02 Июня 2011, 15:33 #

      Статью-то вообще читали? Автор дает правовую оценку конкретной публикации, по которой имеется неоднозначное решение экспертов.
      И второе: Вам, Denis7570, официальное предупреждение за столь ценное «экспертное» мнение об авторе материала. Если есть желание потроллить в виде выпячивания своего «Я»пука, то вам следует прогуляться на иной форум, где хамство приветствуется.

      +2
      • Адвокат Арутюнов Александр Арташевич 02 Июня 2011, 15:43 #

        Уважаемый Владимир Михайлович! Спасибо за поддержку! Ничего, «эксперты» бывают разные.

        +3
        • Адвокат Цыганков Владимир Михайлович 02 Июня 2011, 15:53 #

          К сожалению, это не эксперты. Под прикрытием своего мнения, имеющем схожесть с якобы полновесными доводами, данные «эксперты» весьма эффективно провоцируют оппонента на бессмысленный и бессодержательный оффтоп, дабы в конце веско указать «слив защитан». Обратите внимание на стиль изложения — он легко вычисляем.

          +1
          • Denis 02 Июня 2011, 16:21 #

            Господа, если я кого-то обидел, высказав свое мнение по вопросу, то прошу прощенья, однако по сути моего комментария никто так ничего и не возразил. А вообще комментарии выше напомнили мне басню Крылова: «За что кукушка хвалит петуха...».

            0

Да 36 36

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Должна ли "скрутка пробега" автомобиля "подвезти" к Уголовному кодексу?» 5 звезд из 5 на основе 36 оценок.