Каждый из нас хотя бы раз в жизни ездил поездом, покупал билеты, опаздывал на него и вынужденно сдавал не использованные проездные документы. Эта процедура всем понятна и детально описана в Правилах пассажирских перевозок.

По результатам возврата перевозчик обязан вернуть вам часть билета в зависимости от того когда вы сдали билет (Если пассажир отказался от поездки за 24 часа до отправления поезда – полная стоимость билета и плацкарты; от 24 часов до 6 часов до отправления – полная стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее 6 часов, но не позже чем за 3 часа после оправления поезда – только стоимость билета, стоимость плацкарты не возвращается ).

Но, к сожалению, далеко не каждый знает какие сложности его могут ожидать при возврате денег если он рассчитался своей кредитной картой за покупку билета.
trans.gif
Теперь все по порядку. Чисто теоретически представим такую ситуацию, что вы  были вынуждены отложить поездку железной дорогой и как цивилизованный человек  при покупке билета рассчитались за покупку личной картой.

Какова же процедура возврата ваших денег? Она четко и ясно прописана в Правилах перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты железнодорожным транспортом Украины, утвержденных Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 27.12.2006г. №1196 (регистрация в Минюсте 04.04.2007г. под №310/13577).  И, обратившись к п. 19.1 указанных Правил мы найдем ответ на данный вопрос:“Возврат платежей за неиспользованные проездные документы производится в любом пункте продажи проездных документов железной дороги Украины по предъявлению в кассу возврата платежей проездного документа и документа удостоверяющего личность (паспорт, военный билет, студенческий билет, водительское удостоверение, служебное удостоверение). Другими словами, Вы обращаетесь в кассу возврата платежей на любом из вокзалов в Украине и получаете свои деньги обратно. Но не всю сумму, как отмечалось ранее.

Вместе с этим Укрзализныця в соответствии с п. 19.4  Правил также не возвращает плату за услуги по резервированию мест, за продажу билетов и комиссионный сбор.

Таким образом, вы, согласно установленных Правил перевозок, при возврате денег за не осуществленный проезд должны получить свои деньги так сказать “не отходя от кассы” за вычетом неких обозначенных сумм. Независимо от того в какой способ вы производили оплату.

На практике дела обстоят несколько иначе. Если вы воспользовались своей картой при расчете за билет – денег сразу вы не получите. Да, таковы реалии нашей жизни. Почему?

Причина в том, что в своей работе Укрзализныця отдает предпочтение внутреннему документу –Порядку исполнения кассовых операций по оформлению, погашению и возврату проездных документов по безналичным расчетам с использованием банковских платежных карт (НСМЕМ) и Международных платежных систем, утвержденных заместителем начальника железной дороги от 01.08.2007г.  №297 (далее по тексту — Порядок). П.9 данного документа гласит: “Возврат платежей за неиспользованные проездные документы, оплаченные в безналичном порядке осуществляется в претензионном порядке”.

Что Укрзализныця подразумевает под “претензионным порядком” не ясно. Данное понятие не определено как Правилами так и внутренним Порядком, которым она и руководствуется при возврате средств пассажирам. Поэтому остается только догадываться, что имеется ввиду.

По общепринятому правилу претензия (от ср. -век. лат. рrаеtensio — притязание, требование) — это требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи или выполненной работы. Следовательно, под претензионным порядком в нашем  случае можно понимать порядок обращения пассажира к перевозчику с требованием о возмещении средств за неосуществленный проезд.

На мой взгляд,  предъявление претензии к перевозчику в данному случае не совсем корректно поскольку процедура досудебного урегулирования спора посредством направления претензии более присуща хозяйственным правоотношениям между юридическими лицами. На это указывает ст. ст. 5-6 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Что также находит свое подтверждение в  п.19.6 Правил: “Возврат платежей за проездные документы, оплаченные в безналичный способ юридическими лицами, осуществляется Управлениями железной дороги в претензионном порядке при условии предварительного погашения проездных документов в кассе возврата платежей с отметкой о возврате мест для продажи”.

Ко всему сказанному следует отметить, что Порядок используемый в работе Укрзализныцей, утвержденный приказом заместителя начальника не зарегистрирован Министерством юстиции Украины. Таким образом, является исключительно внутренним документом и не может затрагивать права и законные интересы граждан.

Что это: незнание законов или их молчаливое игнорирование?

По моему мнению, Укрзализныце следует пересмотреть свою позицию по данному вопросу и отменить указанный Порядок т.к. он противоречит действующему законодательству и создает сложности клиентам при возврате денег за неиспользованные билеты.

В случае если это не произойдет, у пассажиров, отказавшихся от поездки существует судебный способ защиты нарушенных прав. Однако, в этом случае, Укрзализныце следует понимать, что согласно ст. 22 ЗУ “О защите прав потребителей” при удовлетворении требований потребителя суд одновременно решает вопрос о возмещении морального (неимущественного) вреда.

Да 4 4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Lika, veronika, cygankov, Морохин Иван, shumilova
  • 27 Июня 2011, 21:14 #

    Все-таки дешевле наверное билеты поместить в рамку на память, чем вернуть

    +2
  • 28 Июня 2011, 05:49 #

    Спасибо за статью. Правильно, ли я поняла, что при рассмотрении дела в суде, истцу необязательно заявлять требования о компенсации морального вреда, суд по своей инициативе присуждают такую компенсацию?

    +1
  • 28 Июня 2011, 08:40 #

    Типичная ситуация для монополистов и чиновников, которые «лепят» свое, сугубо индивидуальное право, претендующее якобы на закон. В таких случаях помогает обращение в прокуратуру, либо в суд.

    +1
  • 28 Июня 2011, 10:36 #

    Я далек от мысли, что в Украине отсутствуют нормы о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствам (аналог ст. 395 ГК РФ), поэтому может быть стоит почаще взыскивать % за нарушение сроков возврата стоимости неиспользованных билетов.

    +3
  • 28 Июня 2011, 11:02 #

    Спасибо за статью, действительно, процедура возвращения денег за не состоявшую поездку не из легких, но просто подарить деньги очень глупый поступок.

    +2

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Вернуть деньги за несостоявшуюся поездку сложно, но возможно (Законодательство Украины)» 1 звезд из 5 на основе 4 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации