В ситуациях, когда действия участников конфликта практически исчерпаны или цена судебного продолжения конфликта является слишком высокой, у оппонентов всегда остается шанс решить проблему путем переговоров с привлечением нейтральной третьей стороны — медиатора. Как полноценно использовать такой инструмент, «Капиталу» рассказал медиатор-адвокат Баганов Андрей Александрович, имеющий опыт мирного разрешения корпоративных, коммерческих, трудовых и семейных споров.
Роль посредника в разрешение конфликтов – лучше всего определить как профессионального контролера коммуникационных решений. Собственно под эти функции и должен примеряться авторитет медиатора. В упрощенном понимании основные вопросы, которые необходимо решать медиатору в ходе переговоров состоят в следующем: с какого момента мировое соглашение считается заключенным; на каких условиях оно заключено; критерии добросовестного поведения в ходе переговоров и связанная с этим возможность применения преддоговорной ответственности; вопрос о юридической силе и последствиях заключения предварительных соглашений.
Но посредник делает больше, чем просто организует переговоры, устанавливает или изменяет порядок предложений, возражений, фиксирует предварительные результаты и т.д., так как он оценивает поведение и предложения сторон и создает эффективные подсказки. Таким образом, при вступлении в переговоры с участием медиатора главное это намерение оппонентов заключить мировое соглашение, а не определенность их предложений друг другу, т.к. последние вырабатываются и отбираются уже с участием медиатора.
Если не существует очевидного фокуса соглашения, медиатор-адвокат может создать его благодаря своей способности производить авторитетные юридические заключения, подкрепленные опытом адвокатской практики.
Посредники также могут служить средством, при помощи которого рациональные люди имеют возможность на время отложить некоторые свои рациональные способности. Другими словами – при наличии компетентного посредника оппоненты смогут договориться и тогда когда один из них слабее или менее подготовлен чем другой, так как медиатор может, к примеру, сравнить предложения сторон, делая заявления об их совместимости, но не открывая сторонам эти предложения с точки зрения подробностей юридических оснований.
Этот случай аналогичен случаю доверия явному посреднику когда компании передают журналистам коммерческие сведения, которые те обязуются уничтожить, «растворив» индивидуальные данные в обобщенных примерах, которые будут обнародованы к выгоде сотрудничающих компаний.Посредник может превратиться и в арбитра, если конфликтующие стороны сделают необратимый шаг по передаче ему права окончательного решения. Но арбитражные соглашения должны быть такими, чтобы их выполнение было обеспечено сознательно навлекаемым на себя спорящими сторонами риском — наделением медиатора властью наказывать или наделением его чем-то таким, что делает его систему ценностей дополнительной (комплементарной) по отношению к их системам.
В свою очередь медиатор должен быть способен вызывать доверие или гарантировать исполнение, обеспеченное санкцией. Но в любом случае медиатор-арбитр увеличивает число средств обеспечения исполнения обещаний, в их числе: держание залогов, документов, официальные подтверждения фактов и пр.
По статистике, более 80% споров, разрешаемых медиаторами, заканчиваются заключением мирового соглашения.
В то же время следует обратить внимание на особенности эффективного использования медиации. Приглашение медиатора целесообразно не во всех случаях. Прежде всего, необходимо оценить, что ждет каждого из противников, если договориться не удастся. Это понимание или защитит от нежелательного соглашения или предотвратит отказ от мирового соглашения, на который можно пойти.
Например, при ведении переговоров о покупке бизнеса, в числе альтернатив могут быть: ожидание более благоприятной ситуации для решения этого вопроса; предложение о снижении стоимости или выплате цены в длительную рассрочку; согласие на переходный период с обязательствами продавца усовершенствовать товар; скупка долгов предприятия-цели с последующим поглощением; покупка предприятий – поставщиков, оптовиков или конкурентов; принятие решения о создании собственного производства и пр.Когда альтернативы мировому соглашению будут ясны можно переходить к предложению противнику разрешить спор с помощью посредника, приемлемого для обеих сторон, на условиях совместного разделения затрат, понесенных на проведение процедуры медиации. Лучше, если предложение будет сформулировано письменно.
Например: «предлагаю Вам рассмотреть возможность заключения со мной мирового соглашения по поводу спора о…. Ваше согласие, выраженное путем подписания договора на оказание помощи в урегулировании и разрешении конфликта с медиатором Багановым А.А., будет означать наличие Вашего добросовестного намерения договориться миром. Приложение-договор с медиатором».
И сделать все возможное, чтобы убедить другую сторону принять это предложение. Этому помогает использование следующих правил обсуждения проблемы: начинать с оптимистической надежды на взаимную выгоду от преодоления разногласий и отказа от силового давления; сформулировать суть проблемы и пригласить собеседника изложить свое видение ситуации; можно также выразить сожаление по поводу своего поведения в прошлом, сказать о понимании проблем собеседника, показать добрые чувства, уважение к нему, дать ему выговориться, обратить внимание на лучшие качества собеседника, которые помогут договориться; если собеседник излишне резок, стоит перейти на подчеркнуто вежливый тон.
Иногда можно показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, чьим мнением он дорожит. Когда лед растает, необходимо предложить собеседнику договориться о встрече с медиатором для заключения договора. Гонорар медиатора-адвоката определяется в зависимости от материального состояния наиболее слабой стороны и степени благодарности умиротворенных сторон. Авансом выплачивается предстоящие затраты на подготовку мирового. В случае урегулирования конфликта, стороны выплачивают (с зачетом аванса) медиатору гонорар, размер которого оппоненты согласовывают заранее.
Медиатор-адвокат помогает определить переговорные позиции для каждой стороны, разработать различные варианты решения проблемы, наладить контакты между спорящими сторонами и найти (компромиссный, ассиметричный или принципиально новый) выход из конфликтной ситуации. На последнем этапе медиатор-адвокат оформляет достигнутые договоренности с включением в него плана реализации (кому и что делать, к какому сроку, за чей счет), процедур пересмотра соглашения или его частей, а также размеров и случаев несения ответственности по мировому соглашению.
Быстрое, и потому достаточно экономичное разрешение спора, беспристрастное и компетентное частное посредничество адвоката-медиатора, гарантированное законом об адвокатуре сохранение тайны переговоров – неоценимые преимущества перед долгими и дорогими публичными судебными разбирательствами.И еще мировое соглашение дает сторонам возможность продолжать деловое сотрудничество и развивать партнерские отношения, что практически исключено после судебной тяжбы.
Медиатор — адвокат Баганов А.А. г. Екатеринбург