Что делать в ситуации, когда системный клиент, вносящий значительную лепту в структуру доходов Вашей фирмы, настаивает на инициировании судебного процесса, в котором отсутствует правовая позиция и клиент откровенно не прав, в том числе с точки зрения моральных ценностей?

Клиент не понимает слова «нет». Должен ли юрист отказаться от такого клиента и не выполнить поручение, которое не добавит авторитета ни юристу ни юридической фирме?

Поднятая проблема соотношения закона, долга и совести (т.е. нравственности) с волей доверителя в адвокатском сообществе нашла свое разрешение в этической формуле «Закон, долг и совесть в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению долга, не могут быть исполнены адвокатом».

Однако адвокат принимает поручение на ведение дела и в том случае, когда у него имеются сомнения юридического характера, если не исключаются возможности разумно и добросовестно его поддерживать и отстаивать в суде.
И наконец, юридическая помощь адвоката может окончиться мировым соглашением в ходе судебного спора.


Поэтому можно было бы и закончить на этом изложение своей позиции, ведь задана ситуация когда клиент откровенно не прав именно с правовой (т.е. государственной) и моральной (т.е. общественной) позиций.

Но такие абсолютно однозначные ситуации бывают в жизни не часто. Скорее можно встретить проблему правильного выделения из  «субъективных прав» клиента его «законных интересов». Дело в том, что законным интересам, в отличие от субъективных прав, не противостоит конкретная юридическая обязанность. Законный интерес представляет собой всего лишь простую правовую дозволенность. К тому же в большинстве случаев законные интересы обеспечиваются только общим смыслом права, общими началами и принципами, его социально-правовой направленностью. То есть не для всех законных интересов реально существуют необходимые условия для реализации, так как они не обеспечены конкретной правовой необходимостью, как это наблюдается у субъективных прав.

Общие начала, дух законодательства, безусловно, гарантируют реализацию законных интересов, но эта гарантированность в основном проявляется в форме способствования, содействия осуществлению тех или иных законных интересов со стороны суда и правоприменительных государственных структур.

Следует признать, что  охрана и защита законных интересов практически всегда неполная. Поясню на примерах. Так бюрократизм чаще всего делает невозможным не только реализацию законных интересов граждан, но и сам контроль за деятельностью соответствующих структур. Произвол власти достигает такого масштаба, когда даже контролирующие органы и вышестоящие организации не могут полностью справиться с поставленными задачами.

Второй пример связан с наличием коллизий в правовых актах. Человек может законно ссылаться на норму права в обоснование своих требований, но остается без поддержки соответствующих структур, доказывающих свою позицию другими действующими нормативными правовыми актами.

Третий случай – противоборство одинаковых по статусу и возможностям осуществления участников гражданских правоотношений. Здесь законный интерес одного лица противоречит законному интересу его оппонента и в таких случаях стороны должны самостоятельно разбираться между собой, грамотно используя существующие гражданско-правовые и другие средства, в случае необходимости обращаясь за помощью в компетентные органы.

Вот в таких ситуациях от адвоката требуются высокий уровень правосознания и квалификации, а также житейская мудрость, чтобы не обвинять клиента в «зашкаливании его притязаний», но удержать клиента в поле закона и в то же время не помешать ему в его инициативных начинаниях добиваться правды и справедливости.

Да 6 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Климушкин Владислав, daevseev, Блинов Анатолий, lexdemon, Sheriff, advokat7777, Ларин Олег, +еще 3
  • 24 Августа 2010, 07:05 #

    Иногда бывает очень сложно удержать клиента от «зашкаливания его притязаний»...

    Вот тут и требуется «житейская мудрость», которую нужно применять так, чтобы не зашкаливала собственная алчность....

    +2
  • 24 Августа 2010, 07:20 #

    Против алчности, может помочь только СОВЕСТЬ, если она есть...

    +1
  • 24 Августа 2010, 10:13 #

    Да клиенты порой вообще борзеют. Найти б ту падлу… того человека, который научил, что клиент всегда прав!

    +1
  • 24 Августа 2010, 12:58 #

    Ммммда, тяжко быть адвокатом. Своего дорого клиента в суде защитить надо, и в жизни на нужный ход мыслий направить надо, и собственную алчность «в руках» держать надо… не просто.

    +2
  • 24 Августа 2010, 18:40 #

    Вспоминается анекдот:

    — Дмитрий, а ты деньги не брал?

    — Нет, Владимир, я думал ты их взял!?

    — Чёрт! Опять, значит, своровали!

    Меня старые адвокаты учили так: «Клиент должен сам страдать за своё дело, бегать, запрашивать, ходить… Тогда он постепенно сам поймёт что к чему.»

    +3
  • 25 Августа 2010, 12:50 #

    Задача адвоката как раз в том и состоит, чтобы иногда своего клиента придерживать, и учить уму-разуму.

    +1
  • 27 Августа 2010, 10:04 #

    Не понял ничего. Как вообще может быть клиент прав? Зачем тогда он обращается за юридической помощью? Бред полный. Клиент может быть недоволен качеством помощи, ну или действиями адвоката. Очевидно, что защита интересов не может быть полной. Например клиент захочет взыскать с должника 200% неустойки? И надо взыскивать?

    +1
  • 31 Августа 2010, 21:24 #

    Зачем удерживать клиента от «зашкаливания»? Это вообще не наша функция. Мы юридические услуги оказываем! В узких ситуациях делаю так: пишу на имя клиента документ, содержащий анализ правовой ситуации с учетом его притязаний и перспективу этого судебного дела. Что бы потом не было претензий относительно результата. И пусть решает сам. А морали учить не наша задача, мы не его родители и не церковь. Юрист должен сказать и написать в суде все что необходимо, то есть сделать свою работу. И зря судьи думают, что если юрист несет чушь, то он недоумок и неуч. Он просто пытается отработать свой договор тем инструментарием который у него есть, за неимением лучшего.

    +4
  • 01 Сентября 2010, 05:07 #

    Анатолий Сергеевич сто раз прав — если клиент чего-то хочет, нужно дать ему это попробовать, но чесно предупредить о возможных последствиях. Явно противозаконные «хотелки» мы например  отбрасываем, а в остальных случаях делаем примерно так:

    Некоммерческая организация

     «Коллегия адвокатов «Цитадель» № 127 Кемеровской области»

    650070, г. Кемерово, ул. Свободы, 13-151, т. 31-68-25, 39-19-43.

    E-Mail: kemerovo-lawyers@mail.ru, Internet: www.pravorub.ru

     

    УВЕДОМЛЕНИЕ КЛИЕНТУ

    ( ________________ )

     

              Уважаемый ___________________________________________, в связи с имеющимися у меня сомнениями в исходе дела, прошу официально дать мне указания об избрании линии защиты.

     

    Вариант № 1:

    Особый порядок гл. 40 УПК РФ, т.е. полное признание вины и согласие со всеми доказательствами.

    В этом случае, наказание не может превышать 2/3 максимального срока, предусмотренного ______________________________ УК РФ, т.е.__________________________________, возможно условное наказание.

     

    Вариант № 2:

    Непризнание вины, обычный порядок рассмотрения дела. Максимально возможное наказание __________________________________ .

     

    Решение Клиента:

     

    Я, ___________________________, прошу осуществлять мою защиту по варианту №____, т.е. в _________________________________________

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    Последствия принятого мной решения мне разъяснены и понятны.

     

    Клиент:   _______________________________  

     

    Защитник:                                                   

    « ___ » _________________ г.

    +4
  • 01 Сентября 2010, 21:07 #

    Иван Николаевич, отличный образец уведомления клиенту! Копирую в архив, обязательно использую. Спасибо! Анатолий Сергеевич, согласен с Вами полностью.

    +1
  • 17 Сентября 2018, 09:08 #

    Уважаемый Андрей Александрович, прекрасная статья. Жаль что раньше не видела. Вы так красиво и чётко изложили то, что я годами ношу в голове и не могу выложить в публикацию. Полностью с вами согласна во всех суждениях. Спасибо.
    Общие начала, дух законодательства, безусловно, гарантируют реализацию законных интересов, но эта гарантированность в основном проявляется в форме способствования, содействия осуществлению тех или иных законных интересов со стороны суда и правоприменительных государственных структур.

    Следует признать, что охрана и защита законных интересов практически всегда неполная. Поясню на примерах. Так бюрократизм чаще всего делает невозможным не только реализацию законных интересов граждан, но и сам контроль за деятельностью соответствующих структур. Произвол власти достигает такого масштаба, когда даже контролирующие органы и вышестоящие организации не могут полностью справиться с поставленными задачами.

    0
  • 27 Марта 2021, 16:22 #

    Уважаемый Андрей Александрович, Вашей публикации 11 лет, но актуальна и сейчас. По крайней мере, в настоящее время имеется у меня подобный клиент. Пришлось ему пояснить, на какие суммы он может рассчитывать.
    Ну а кто первый сказал «Клиент всегда прав» — это Гарри Селфридж (умер 8 мая 1947 года).

    0

Да 6 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Что делать юристу когда клиент не прав?» 1 звезд из 5 на основе 6 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации