Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по прежнему актуальна: по официальным данным их число ежегодно растет и в 2005 г. количество выявленных за год детей, оставшихся без попечения родителей достигло 133, 03 тыс. Современное российское общество ежегодно пополняется детьми, нуждающимися в социальной помощи, попечении и устройстве. 

Проводимые государством мероприятия не изменили коренным образом сложившуюся ситуацию.

Огромное количество детей остается без родительского попечения и значительный их процент продолжает «оседать» в детских учреждениях: 2002г.-29,3 %; 2003г.- 30,5%; 2004 г. — 31%; 2005 г.-30,7 %. На местах эти цифры выглядят еще более угрожающе: в г. Кемерово при низкой рождаемости растет число отказов от детей в родильных домах (с 2001г. по 2005г. в два раза — с 66 до 131 чел. в год), при этом в 89,2% по причинам отсутствия документов, жилья, работы, низкого материального достатка.

Процент детей, устроенных из родильных домов в семью значительно ниже, чем число детей, переведенных в детские государственные учреждения: в 2001г. — 68,5 %, 2002 г. — 85,7 %, 2003 г. — 62,9 %, 2004 г. — 77,4 %, в 2005 г. — 77,9 % детей; устроены в семью в 2001г. — 28,8 %, в 2002г. — 12,2%, 2003г. — 37,2%, 2004г.- 25,5%, 2005г. — 21,3 %.

Таким образом, на многочисленные детские учреждения по — прежнему ложится основная нагрузка по реабилитации, социальной помощи, устройстве детей-сирот.Сеть детских учреждений, куда попадают несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения, имеют разную ведомственную принадлежность (учреждения в системе образования, здравоохранения, социального обслуживания населения), определяющую их специализацию и правовое регулирование, объединенные между собой единой организационно-правовой формой (учреждение) и детским контингентом, законодательство не содержит понятия детского социального учреждения (далее ДСУ) и не выделяет их среди общей массы учреждений.

Отсутствие системного законодательного подхода к ДСУ, определения их особого места в системе учреждений приводит к несогласованности и малоэффективности проводимых в отношении несовершеннолетних мероприятий и значительным нарушениям их прав.

1). Наблюдается недостаточность тех видов учреждений, которые занимаются предотвращением социального сиротства и беспризорности.

На практике при создании ДСУ в системе социального обслуживания населения предпочтение отдается Социально- реабилитационным Центрам (СРЦ) и Социальным приютам для детей и подростков (СПД), куда временно размещаются дети, оставшиеся без попечения родителей, и деятельность которых в основном сводится к определению статуса ребенка, сбору документов для «узаконивания» сиротства и передачи его в другое государственное учреждение.

В Кузбассе за период с 1997г. по 2005г. число СРЦ и СПД увеличилось с 18 до 42.

Не умаляя значения деятельности СРЦ и СПД как первичных звеньев в устройстве и реабилитации детей-сирот, следует отметить острую нехватку Центров социальной помощи семьи и детям, призванных оказывать комплексную поддержку семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, т. е способных предупредить социальное сиротство.

2). Дисбаланс ДСУ различной ведомственной принадлежности при отсутствии должного контроля за перемещением несовершеннолетних из одного учреждения в другое.

Следствием этого являются случаи незаконного помещения детей в лечебные (психиатрические) учреждения, учреждения органов внутренних дел, возврата детей в неблагополучную семью и т.д. Существующая система не позволяет определить общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях здравоохранения, а значит туда можно поместить любого «неугодного» или «сверхпланового» ребенка.

3) Отсутствие преемственности в проводимых в отношении одного и того же ребенка мероприятий.

Ребенок передается из учреждения в учреждение, каждое из которых имеет свою специализацию и финансируется и контролируется сообразно ей. Финансирование учреждений здравоохранения по принципу койко-место не дает возможности осуществлять должное лечение и реабилитацию, что приводит в некоторых случаях к инвалидности детей. «Отказники» и сироты с рождения из родильных домов попадают в дома ребенка. Проводя целые сутки в кроватке и лишенные физического и эмоционального общения, многие из них к году получат диагноз задержки развития, что «отпугнет» потенциальных усыновителей.

4) Недостаточно продуманная социальная политика государства.

Предпринимаемые шаги непоследовательны и половинчаты, иначе как объяснить то обстоятельство, что выплаты опекунам, попечителям и приемным родителям превышали размер пособия по уходу за ребенком родной матери? Даже сейчас, после внесения изменений в законодательство, пособие по уходу за ребенком не позволяет матери-одиночке достойно жить и ухаживать за ребенком до полутора лет.

Выходом их этой ситуации, на наш взгляд, является:

1) Законодательное определение ДСУ, системы ДСУ, выработка единого подхода в регулировании их деятельности;

2) Развитие тех видов ДСУ, деятельность которых направлена на выявление и оказание комплексной социально-реабилитационной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

3) Поиск новых и использование существующих форм устройства детей в семью; 4) Расширение социальной поддержки материнства и детства, создание условий для возрождения и укрепления института семьи.

На сегодняшний день ДСУ Кемеровской и Томской области находятся в центре внимания в связи с проводимыми прокурорскими проверками, выявившими факты систематических финансовых злоупотреблений, среди которых нарушение имущественных прав несовершеннолетних (незаконное использование денежных средств с их личных счетов — пенсий, пособий, алиментов, целевых средств с накопительных счетов), ненадлежащее оформление и учет благотворительных средств, выплата заработной платы несуществующим работникам и др.

В перспективе — злоупотребление средствами материнского капитала. Причины нарушений кроются в частности:

1) Бюджетном недофинансировании в объемах, делающих невозможным содержание детей в ДСУ;

2) Неопределенности правового режима отдельных видов имущества ДСУ (имущества и денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, дарений, пожертвований);

3) Недостаточном контроле за деятельностью ДСУ при осуществлении ими функций законных представителей.

Решение указанных проблем видится в комплексном теоретическом и практическом исследовании ДСУ в системе учреждений для обоснования и внесения предложений по изменению законодательства.

Литература:
1. Вестник образования России, 2006, август, №16;
2. Информационный бюллетень Государственной Думы Томской области, 2004, №34, 36;2005, № 45;
3. Сборник материалов Администрации г. Кемерово «Чужих детей не должно быть» Кемерово, 2006, выпуск №6;
4. Социальное здоровье населения Кузбасса: факторы и условия его формирования: материалы региональной научно-практической конференции. Кемерово, 2005г.


Попова Диана Григорьевна: Ассистент КемГУ, соискатель ЮИ ТГУ Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия E-mail: popdi@rambler.ru

Да 3 3

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Elizaveta, lexdemon, Markus, Lika, suhoveev, margosha, Климушкин Владислав, +еще 4
  • 07 Мая 2010, 18:41 #

    Правильная статья. Нужно принять закон о материальной поддержке женщин имеющих детей, чтобы не боялись рожать. А то на мужчин надежды мало — кто еще не спился, не скололся, и не переметнулся к "меньшинствам", не хотят, или боятся жениться, и вообще брать на себя какую-либо ответственность. Нас становится все меньше… Скоро все заговорим по китайски…

    +2
  • 10 Мая 2010, 11:44 #

    По некоторым данным, у нас сейчас беспризорников больше, чем после Войны. Но еще хуже то, что некоторые на этом воруют "зарабатывают", а реального гражданского контроля нет...

    +2
  • 10 Мая 2010, 14:04 #

    Эх Elizaveta — разве только в деньгах дело? Времена сейчас другие, каждый думает только о себе. Никто не хочет себя стеснять… А на счет китайцев — как ни грустно, но правильно

    +2
  • 11 Мая 2010, 08:39 #

    Лучше бы детским домам выделяли деньги, чем делали подарки участникам ВОВ.

    +3
  • 11 Мая 2010, 10:53 #

    Никому наши дети кроме нас самих не нужны…

    +2
  • 11 Мая 2010, 11:26 #

    Есть простое решение, которое коренным образом может профилактировать подавляющий процент безнадзорности детей в будущем. Автор не я. (идея украдена с сайта Guns.ru).

           Женщине или мужчине, добровольно согласившейся на бесплатную стерелизацию за счет государства, выдается ящик водки или курс уколов наркоты (в мед.учреждении под контролем врача, водку, разумеется можно забрать домой). Все!

    Дешево и сердито. Стоимость такой гос.компании — копейки, учитывая грошовую себестоимость спирта и наркоты. Реализовать можно прямо с сегодняшнего дня. Нарушений прав человека нет. Это не панацея, но это можно сделать уже сейчас.

    Однако те, кого наш дорогой всенародно избранный, в одном из интервью скромно назвал "власть",  не заинтересованы. Почему — предложите варианты ответов сами.

    +2
  • 11 Мая 2010, 11:46 #

    Соглашусь с Андреем Борисовичем — нечего потакать безответственным наркоманкам, а то рожают дебилов под каждым забором, а потом бросают. Поддерживать нужно тех, кто действительно заботится о своих детях, и помогать именно им, а не всем подряд. А по поводу ветеранов, Markus — ты не прав! Без них у нас вообще бы ничего не было. Уж они-то подарки (не путать с подачками!) заслужили!

    +3
  • 11 Мая 2010, 14:33 #

    Жуть, из беспризорников одни маньяки и убийцы вырастают! Хотя с таким отношением к ним как в дет.домах — не удивительно.

    +3
  • 11 Мая 2010, 16:06 #

    Markus, просто слов нет, как так можно говорить? Да ветеранов на руках надо носить и клапяться в пояс при встрече!!! А в остальном, как бы это ужасно не звучало, но я просто вынуждена согласиться с Андреем Борисовичем. В России, по себе знаю, нет никому дела до детей и их законопослушных родителей. Что бы не говорили пособия, просто позор. Без "связей" ребенка в садик не устроишь, а дома сидеть получая 62 рубля ежемесячно... 

    +3
  • 11 Мая 2010, 16:36 #

    Проблема с ДСУ — это один из показателей социального состояния общества в целом. И одним только изменением законодательства её, имхо, не решить. Гражданская ответственность населения и чиновников крайне низкая — НЕТ надлежащего контроля со стороны гос.органов. Нет участковых милицианеров, нет запрета тунеядства, нет контроля над чиновниками. Да и органы опеки куда-то все попрятались.

    +3

Да 3 3

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Детское социальное учреждение: состояние и перспективы» 1 звезд из 5 на основе 3 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации