Итак, прокуроров всего 55 тысяч человек, а населения страны 170 миллионов. На каждого прокурорского работника приходится по 3 тысячи простых смертных. И каждый чем-то недоволен. Справиться с их проблемами в принципе невозможно. Следовательно, если каждую жалобу разрешать самостоятельно и основательно, то времени на самую важную работу — отчёты и обобщения — не останется.
Наивно предполагать, что жалобщики реально рассчитывают на справедливое разрешение предмета жалобы именно в прокуратуре. Подавляющее количество жалобщиков, обращающихся в прокуратуру, имеет целью лишь максимально насолить обидчикам с привлечением правоохранительных органов или просто написать хоть куда-нибудь ещё.
В этой связи возникла необходимость систематизации методик оптимизации процесса разрешения жалоб на основе позитивного опыта, накопленного в этой сфере инновационными прокурорами.
Большинство первичных жалоб заявители почему-то стараются принести в прокуратуру лично. Это ошибка, которой необходимо воспользоваться. Для защиты от сутяг выставляем оборонный редут – заведующая канцелярией учит наизусть и сдаёт на зачёт следующий перечень отмазок:
— не правильно оформлена жалоба — поля узкие, невозможно подшить, переделайте дома.
— слишком много грамматических и синтаксических ошибок – исправьте.
— ошибка в инициалах прокурора — он обидится и разрешит со зла неправильно...
— забыли написать обращение «уважаемый Иван Иванович» — вы нашего прокурора не уважаете?
— нет почтового индекса отправителя и его телефона, а от руки дописывать нельзя — исправления в тексте недопустимы.
— почерк нечитаемый, ксерокопии нечитаемые, перепечатайте на машинке.
— жалобы по инструкции и ГОСТу нужно писать синими чернилами, а у вас — чёрные, подлинник от ксерокопии не отличить.
— а где доверенность на подачу жалобы от чужого имени?
— почему не написали, что предупреждены о суровой уголовной ответственности за подачу заведомо ложной жалобы или сообщении в жалобе недостоверных фактов?
— для отождествления личности при получении отметки на втором экземпляре предъявите непросроченный паспорт, вдруг вы чужую жалобу принесли или анонимку? Нет паспорта? Тогда приходите завтра…
— место прописки не соответствует месту жительства, надо привести в соответствие — куда вам ответ направлять?
— приходите завтра, нет, лучше в четверг — журнал входящей корреспонденции в сейфе заперся, ключ забрала уборщица, компьютер завис, штемпельная краска высохла…
— жалобы принимаем только по почте заказным с уведомлением.
— приложения к жалобе не заверены, как, впрочем, и сама жалоба.
— к жалобе не приложено объяснение и копия паспортов всех упомянутых в ней граждан.
— секретариат почту от граждан принимает исключительно по чётным дням с 9.15 до 9.30, по нечётным с 15.35 до 15.55, по средам с 16.15 до 16.30, не перепутайте.
— ну что вы к нам всё ходите и ходите — надоели прокурору уже, он, когда вашу фамилию слышит, багровеет от ярости.
— а вы сначала в милицию (собес, администрацию и спортлото) должны обратиться, а их ответы к жалобе приложить.
— а почему не приложили справку, что вы вменяемый и дееспособный?
— и вообще приёмный день у прокурора — пятница, а без его визы жалобы не принимаем.
— ну, зачем вам это надо? Вас же затаскают по этой жалобе! Лучше устно без бумажек расскажите всё помощнику неофициально, а уж он знает, как правильно сделать. Опыт показывает, что из 10 развёрнутых таким образом канцелярией жалоб в «исправленном» виде вновь поступает только 4.
Далеко не у всех жалобщиков хватает воли мотаться в канцелярию прокуратуры. А это уже 60-процентное снижение рисков и нагрузки!!!
Есть ещё один способ — предварительный приём всех жалобщиков помощником. Помощник внимательно выслушивает сутягу, поддакивает ему, записывает чего-то на листок бумаги, а потом обещает жалобщику во всём разобраться. Но жалобу не берёт, мол, нам и без жалобы всё ясно. Ну и в журнал личного приёма, конечно, тоже ничего писать не надо. Иногда жалобщика достаточно просто выслушать и сделать вид, что вы прониклись его проблемами, сочувствуете ему и сопереживаете, и он, обрадованный, уйдёт вместе со своей жалобой.
Ежели жалоба поступает по почте, то здесь тоже несколько вариантов действий. Самый простой — до регистрации жалобы порвать конверт и выбросить его в урну (если это не заказное письмо с уведомлением), потом очень трудно доказать, что жалоба вообще поступала в прокуратуру. Один талантливый коллега просто вынимал жалобу махрового сутяжника из конверта, упаковывал её в другой конверт и возвращал почтой заявителю безо всяких сопроводиловок. Можно, открыв конверт, вытащить и выкинуть из него содержимое, заменив его на чистые листы бумаги, потом отдать в канцелярию. А дальше — по схеме «рапорт – наряд».
Если Вам подфартило, и у Вас есть в подчинении нижележащая прокуратура, то эту инструкцию можете дальше не читать — всё кидайте «вниз». Остальным же советую конспектировать.
Первый вопрос, который Вы должны задать жалобщику – «А ранее вы случайно по этому вопросу никуда не обращались?». Чаще всего раскалываются. Только опытный сутяга будет молчать, как партизан, но и его можно раскачать на признание. И, не рассуждая, шлите жалобу по указанному адресу.
Чисто риторический вопрос: кому, как не поднадзорной милиции, разрешать жалобы граждан? Ведь охрана общественного порядка — обязанность милиции, вот пусть порядок и наводят. И вы абсолютно точно знаете, что «свои» менты вам жалобу не вернут, а как-нибудь с грехом пополам разрешат. Тем более жалобу «без контроля» на самих сотрудников милиции — ну кто же лучше знает ситуацию по жалобе, как не объект жалобы? Он же уже в гуще событий! А сутяга, получив ответ за подписью чиновника, действия которого обжалует, скорее всего, больше вам докучать своими кляузами не будет.
Если будет лезть повторно — ответьте сутяге текстом, полностью совпадающим с текстом первичного ответа ментов. А если сутяга пойдёт жаловаться выше (в том редком случае, если аппарат не спихнёт Вам же на разрешение жалобу на Ваши действия), — направьте с проектом заключения в вышестоящую прокуратуру файл с текстом ответа ментов. В аппарате тоже не перетруждающиеся люди работают — они продублируют текст первичного ответа. А когда сутяга за полгода обивания порогов получит три одинаково тупых ответа из трёх разных органов, у него опустятся руки и он прекратит Вас беспокоить.
Мой знакомый прокурор на свои действия спущенные с аппарата жалобы разрешал постоянно. А однажды один сутяга направил свои вполне обоснованные жалобы на его действия «веером» во все возможные инстанции — в Генеральную прокуратуру, прокуратуру субъекта федерации, ФСБ, администрацию президента, в Единую Россию, в ЛДПР и председателю антикоррупционного комитета Госдумы. И, естественно, получил 7 одинаково любезных ответов за подписью этого же территориального прокурора и агитационный проспект от Жириновского. Все высокие инстанции переправили жалобы для разрешения по подведомственности. Больше сутяга никуда не жаловался. Короче, правило № 2 используют все чиновники, а не только прокурорские.
Ещё одна свежая тема — направлять все жалобы в Следственный комитет для поиска какого-нибудь состава преступления. «Притянуть за уши» основания для этого можно по абсолютно любой жалобе, у нас очень большой уголовный кодекс, подходящая статья обязательно найдётся. А уж эти ребята умеют списывать в наряд всё, что некрасиво написано. Ответ заявителю получается очень изящный – «Ваши доводы нашли своё подтверждение, жалоба направлена в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела». И потом Следственный комитет будет крайним, а прокурор «весь в белом»…
В вопросах жалоб — каждый за себя. Корпоративная этика «курит в сторонке». Например, допустимо «подложить свинью» «соседям» (прокурору района расположенного по соседству) — вдруг заявитель «шлялся» в другом районе? Или его бабушка? Может, удастся подтянуть природоохранного, транспортного или ИТУ-шного прокурора? Или кто-то из соседей аналогичную жалобу разрешал? Не ленитесь в этом вопросе — скрупулезно выясните местоположение обжалуемого события, начертите карту, выясните реквизиты и адреса. Так можно обоснованно «сбагрить» еще процентов 20 жалоб.
Разрешать жалобу собственными прокурорскими силами — моветон. Помните — прокуратура всегда кого-то дублирует. Вычислить этого «дубля» и спихнуть ему жалобу — вот истинный прокурорский профессионализм. Необходимо постоянно помнить список специализированных контрольных, надзорных и общественных органов, в которые можно скинуть жалобы.
Например:
— Жалобы по нарушению трудового законодательства (зарплата, техника безопасности, коллективные споры, увольнения и т.д.) скидываем в трудовую инспекцию или профсоюз.
— Жалобы на лампочки в подъезде, лифты, надписи на стенах, холодные батареи, сосульки, заливающих соседей, громкую музыку и т.д. — в жилищную инспекцию.
— На расплодившихся на свалках диких собак — поочерёдно в санэпидемстанцию и Общество охраны диких животных.
— Жалобы на инопланетян, зомбирующих лазерами — в санэпидемстанцию и академию наук.
— Обсчитали в магазине — в Роспотребнадзор.
— Жалобы на Чубайса, который всё развалил — в энергонадзор какой-нибудь.
— Рейдеры беспредельничают — в ФКЦБ.
— Менты пьяных обирают — в УСБ и Росспиртпром.
— Следователь косорезит — в Следственный комитет.
Все остальные жалобы направляйте заведующему районной поликлиникой.
Восстановление справедливости — процесс энергоёмкий и утомительный. Не нужно геройствовать — прикиньтесь деревом. На Руси деревья любят… Особенно берёзки… и дубы.
Например, можно вызвать того, чьи действия обжалуются, и заставить его готовить ответ. Ответ получится и полный, и ёмкий. Можно дать ответ заявителю о том, что разрешение данной жалобы не входит в компетенцию прокуратуры, и заявитель должен защищать свои права путём обращения в суд с иском. Изнасилованная — с иском о защите чести и достоинства, побитый — о возмещении ущерба здоровью, ограбленный — о возмещении материального ущерба и виндикации.
Можно использовать и другую тактику — отвечать только на «простую» часть жалобы, не рассматривая «сложную» часть. Для этого в целях наглядности (на первый раз) отксерокопируйте жалобу и штрихом на копии замажьте самые «неудобные» доводы жалобы. А на всё остальные подготовьте ответ. Сравнивать жалобу и ответ ни один из проверяющих никогда не будет. Тем более что жалобы обычно проверяют сотрудники отдела писем аппарата (читай — бывшие секретарши), которые в материальном праве ничего не смыслят.
Есть у незабвенного Аркадия Райкина номер — про «включение дурочки» — «колёсы, насосы, Сидоров катапультировался». Помните? Этот способ проверен десятилетиями. Нужно отвечать жалобщику не о том, о чём он спрашивает, а о чём мы хотим ему написать. Он нам — про ГАИшника-взяточника, мы ему — про решения антикоррупционной коллегии. Он нам — про незаконное увольнение, мы ему — про выплаченное пособие по безработице. Он нам — про нарушение УПК при расследовании дела, мы ему — сам дурак, не надо было «щёлкать клювом». Или просто перепишите ему ответ из другой похожей жалобы.
Хумано эррарум эст, как говорится. А если всплывёт этот ответ (что бывает очень редко) — быстренько сляпаем правильный, в объяснении сошлёмся на ошибку компьютера и дуру-секретаршу, которую для вида даже можно наказать, а затем сразу же это наказание снять. Она же в Вашей компетенции, а не в аппаратной...
Можно использовать фактор времени — мол, вы поздно обратились. Обжалуется решение следователя по делу — приостановите дело, направьте его в суд, на экспертизу, в соседний район или ещё как-нибудь на пару дней выведите его из своей компетенции, о чём с великим сожалением сообщите заявителю почтой. Я, мол, рад бы, да не могу...
Можно посылать заявителя подальше интеллигентно. Типа так: «Ваши схоластические доводы декадентской и полной тюризмов жалобы о вульгарном волюнтаризме алчных и меркантильных сотрудников вытрезвителя в метафизическом смысле не нашли своей когерентности, поскольку входят в когнитивный диссонанс с трансцедентальной идеологией государственного строительства и общественной морали». Коллеги сразу проникнутся к Вам почтением, руководство закроет глаза (если переведёт на русский и вкурит), а заявитель осознает, что плебс со своими брутальными проблемами не должен мешать импозантным «насяльникам» заниматься демагогией и софистикой, достигая апогея эклектики.
Можете избавиться от жалобщика, загоняв его за самыми фантастическими дополнительными справками, схемами, письмами и т.д. А если хоть чего-нибудь он не принесёт — смело давайте ему лаконичный ответ, что его доводы не подтвердились. Мол, сам виноват.
Но самый простой способ разрешения жалобы — заготовить «рыбу» (заготовку) следующего содержания: «Ваша жалоба рассмотрена. Ваши доводы не подтвердились. Настоящий ответ вы вправе обжаловать.»
И всё! Краткость — сестра таланта. Хрен кто докопается… Только не забудьте набить чем-нибудь надзорку — копиями приложений к жалобе, распечатками каких-нибудь законов, положений, по тексту перекликающихся с жалобой, вшейте объяснения заявителя, конверт, в котором пришла жалоба. Пару-тройку запросов, которые никуда не надо отсылать. Можете вшить чего-нибудь из другой жалобы. Отнеситесь к этому процессу творчески. Никто вышестоящий всё равно проверять, как вы разрешили жалобу по существу, не будет — главное, чтобы надзорка была подшита, сроки были соблюдены и карточка правильно заполнена.
Уж если однажды Вы или другой коллега-прокурор, а тем паче Ваш начальник, решили на жалобу ответить уклончиво, — на повторную жалобу следует ответить аналогичным образом. Не противопоставляйте себя коллективу единомышленников. Самый умный, что ли? Поэтому повторные удовлетворённые жалобы не существуют. Да и статистика в Вашем отчёте эту цифру всё равно исправит на «О». Не будите лихо… Если на повторную жалобу нечего, влом, либо попросту некогда отвечать — поменяйте местами абзацы предыдущего ответа и отсылайте сутяге.
Удовлетворённые жалобы — признак несоответствия прокурора занимаемой должности!!! Это аксиома. Сразу попадёте в «зону особого внимания» статистики. Идеальный прокурор, в принципе, должен выявлять нарушения законов и устранять их задолго до того, как они затронут чьи-то интересы. Или до того, как они возникнут (предостережение называется).
Удовлетворённые жалобы — признак несоответствия прокурора занимаемой должности!!! Это аксиома. Сразу попадёте в «зону особого внимания» статистики. Идеальный прокурор, в принципе, должен выявлять нарушения законов и устранять их задолго до того, как они затронут чьи-то интересы. Или до того, как они возникнут (предостережение называется). Отклонённые жалобы — тоже не есть хорошо. Статистика получается некрасивая с точки зрения неспециалистов — покрасоваться начальству в прессе будет нечем. Поэтому все удовлетворённые и отклонённые жалобы рекомендую в отчётности указывать как разъяснённые. Для этого в стандартное «отворотно-поворотное» заклинание «настоящее решение Вы вправе обжаловать…»
желательно добавить слова «Разъясняю Вам, что…». Безопасно, и идеологически выверено.
Р.S. Меня всегда интересовало, сколько из сотен тысяч жалоб, о разрешении которых генеральные прокуроры докладывают с высоких трибун руководству страны, депутатам и народу, разрешено в соответствии с рекомендациями моей «методички». И вот я недавно оказался не совсем по своей воле в народном хозяйстве. В общем-то, за то, что старался вот так, как описываю, жалобы не разрешать. Служебные моральные ограничения кончились, и я стал помогать, от нечего делать, своим небогатым знакомым и соседям, которые не могут позволить себе оплачивать адвокатов, составлять (бескорыстно, чесслово) всякие жалобы во всякие органы, восстанавливать справедливость. И две «железных» жалобы адресовал в прокуратуру (не от своего имени, а по чесноку). Написал коротко и доходчиво — что где взять, куда какой акт реагирования направить и на что сослаться. Как вы уже догадались, мои благодарные и усидчивые читатели, оба ответа на жалобы приведены как примеры «закосов» в этой методичке, а подписаны они ребятами, которых хорошо знаю и к карьерному росту которых в своё время имел некоторое отношение. Просто грустно…
Источник