- проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда;
- осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;
- осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и некоторые другие.
Согласно п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Основаниями отказа пенсионных органов в назначении досрочной трудовой пенсии, чаще всего, являются: исключение из стажа работы по специальности периода нахождения работника на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, отпуске по уходу за ребёнком, а также служба в рядах Вооружённых Сил, невыполнением нормы рабочего времени (педагогической нагрузки).
В возражениях на исковые требования пенсионные учреждения зачастую ссылаются на то, что деятельность, осуществляемая гражданами в период прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична работе в особых условиях, дающей право на досрочное назначение пенсии. Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а для отдельных категорий работников повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
О включении в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации говорит Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2006 года.
Период нахождения в учебном отпуске с сохранением заработной платы также подлежит включению в общий трудовой стаж работника в соответствии с в п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, определяет, что периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в специальный стаж. В числе же периодов, не включаемых в специальный стаж, в п. 9 Правил указываются, в частности, периоды простоя, как по вине работодателя, так и по вине работника. Таким образом, в Правилах периоды отпуска в связи с обучением с сохранением заработной платы не упоминаются.
Верховный суд РФ в Определении N 14-В06-34 (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2006 года) указал, что «с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».
Во времена СССР в трудовой стаж, как общий, так и специальный, включалась так называемая общественно-полезная деятельность, к числу которой относился декретный отпуск и отпуск по уходу за ребёнком.
Несмотря на то, что Верховный Суд РФ многократно разъяснял правовые основания и условия для включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребёнком, если он имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» от 25 сентября 1992 года N 3543-1), случаи отказа учреждений Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной пенсии указанной категории граждан по-прежнему продолжаются.
Статья 167 КЗоТ РФ в редакции, действовавшая до 01.10.1992 года, предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено, в связи с чем, время такого отпуска полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии, причем в льготном, при наличии к тому оснований, исчислении.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода службы в Вооружённых Силах СССР, суды исходят из того, что действовавшее законодательство не содержало в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Подпункт «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требование о выполнение работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) далеко не всегда является обязательным условием.
Так, для педагогических работников подтверждение выполнения заявителем нормы рабочего времени требуется для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 1 сентября 2000 года. Это прямо определено постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Требование закона о наличии полной занятости в течении рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда, было впервые введено постановлением Министерства труда РФ № 29 от 22 мая 1996 года, утвердившим разъяснение, согласно которому право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы по Спискам не менее 80 % рабочего времени.
Данное постановление было введено в действие с 22 мая 1996 года. Ранее нормативно–правовые акты не предусматривали требований о наличии полной занятости, поэтому требования учреждений Пенсионного фонда ПФР о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22 мая 1996 года, можно признать в судебном порядке неправомерным.