Те, кто молчал — перестали молчать[?]
© В.Цой
В этом году Конституции России исполняется 20 лет. Пожалуй это единственный Закон РФ, который почти не менялся (ст. 65 Конституции РФ не в счет, она изначально предполагала внесение в нее изменений, в прочим как и статьи о сроках полномочий и им подобные).
Предыдущие Конституции воспринималась не иначе как Декларации, а не как Закон прямого действия. Такое отношение к Основному Закону сослужило дурную службу Конституции РФ, поскольку, несмотря на ее принципиальное отличие от всех предыдущих, инерционность мышления продолжала действовать.
Нам всем с этим заблуждением приходилось не раз сталкиваться общаясь с различными чиновниками, правоохранителями и судьями «старой закалки». Но, как ни удивительно, за 20 лет так и не появилось новое поколение государевых людей, которые имеют убежденность в необходимости уважать и соблюдать Конституцию РФ, что весьма прискорбно.
Видимо еще не пришло время почитать Конституцию выше устных распоряжений начальников, а потому и в эпиграф мне пришлось добавить вопросительные знаки, надеюсь, что не надолго.
А теперь немного позитива, об чем собственно в заголовке статьи.
В 1995 году Верховный Суд РФ решил дать разъяснение судам о применение Конституции РФ при осуществлении правосудия. Как водится, эти разъяснения были оформлены Постановлением Пленума ВС РФ № 8 от 31.10.95 года.
Не многие наверное помнят те времена, но поверьте на слово, данное постановление ПВС произвело своего рода революцию в сознании правоприменителя. Именно после этого ППВС следователи и судьи стали разъяснять статью 51 Конституции РФ всем допрашиваемым лицам, а при отсутствии разъяснения показания признавали недопустимым доказательством, причем процессуальное законодательство таких требований не содержало.
Таким образом, в сфере уголовно-правовых отношений, впервые стали использовать положение Конституции РФ, как норму права прямого действия! Это был первый шаг ВС РФ на встречу Основному Закону РФ.
Этим же ППВС была сделана попытка непосредственного применения ст. 48 Конституции РФ о праве на адвоката, однако, в силу дефекта разъяснения, длительное время по частным вопросам следователи и суды фактически игнорировали право на защиту, применяя устаревшие, но так привычные процессуальные обходы конституционных гарантий.
В итоге, лишь спустя 12 лет, ВС РФ сделал второй шаг, чтобы призвать суды к исполнению Конституции РФ как акта прямого действия. Этим шагом было постановление ПВС № 5 от 06.02.2007 года, которым, в упомянутое выше ППВС, было внесено дополнение, согласно которому нарушение права на защиту безусловно влекло за собой признание доказательств недопустимыми.
Следует признать, что со вторым шагом ВС РФ не сильно торопилось, к тому моменту мы уже имели многочисленные прецеденты ЕСПЧ по данному вопросу, которые однако, как не грустно осознавать, повсеместно игнорировались судами РФ.
На данный момент мы имеем не только многочисленные прецеденты ЕСПЧ, обязательные для исполнения нашими судами, но и многочленные предписания о конституционном толковании как уголовных так и уголовно-процессуальных норм данных Конституционным Судом РФ, которые тоже зачастую игнорируются.
Кстати, в качестве исторического факта, хочу напомнить, что Конституционный Суд РФ существовал и выносил, сохраняющие свою силу, решения еще до принятия Конституции РФ 1993 года!
И вот, наконец-то дожили, ВС РФ вновь решил вспомнить о прямом действии Конституции РФ. Видимо сохранять молчание уже не было никакой возможности, в связи с чем 16 апреля 2013 года было вынесено Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 9, которым вновь внесены изменения и дополнения в ППВС № 8 1995 года.
Однако, следует признать, что и на этот раз ВС РФ фактически ограничился декоративными изменениями, а действительно важное и долгожданное всеми нами оставил без внимания. Впрочем судите сами, полный текст ППВС прилагается.
P.S. Что нужно сделать в этой стране что бы Конституцию соблюдали как Закон прямого действия, а не просто использовали вместо Библии при принесении присяги Президентом?
__________________________________________
Присяга президента РФ: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».